Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.

16 декабря нынешнего 2025 г. на аэродроме Казанского авиазавода совершила первый полет почти полностью импортозамещенная версия авиалайнера Ту-214
Сдать машину Ту-214 с бортовым номером RA-64536 планировали в 2023 г., однако сделать это по различным причинам не удалось. После приемо-сдаточных испытаний на Казанском авиазаводе (КАЗ) самолет решено не передавать в какую-либо отечественную авиакомпанию, а сделать его корпоративным бортом компании «Согаз». В настоящее время самолет перегнали в Минск для покраски.
Напомним, что самолет Ту-214 серийно выпускается на КАЗ с конца 90-х годов прошлого столетия. Нынешний серийный Ту-214 – это 36 машина марки Ту-214-200 (вместе с опытными образцами), построенная на КАЗ. Первый импортозамещенный Ту-214, построенный с «нуля», начали строить три с половиной года назад после принятия решения на правительственном уровне о продолжении серийного производства машин марки Ту-214 и официального афиширования первой редакции Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. В соответствии с первой редакцией Комплексной программы, КАЗ должен был сдать три первые импортозамещенные машины Ту-214 в 2023 г., в 2024 г. – семь авиалайнеров, а в 2025 г. – десять. Всего до конца 2030 г. намечали построить 115 самолетов Ту-214. Затем планы еще дважды корректировали в сторону уменьшения.
Согласно наиболее «свежим» планам, в 2025 г. на КАЗ собирались построить и сдать заказчикам как минимум 4 самолета Ту-214. В итоге получили одну импортозамещенную «тушку» в конце 2025 г. Можно с большой долей уверенности предположить, что такой темп производства импортозамещенных авиалайнеров Ту-214 соответствует истинному положению дел в гражданском секторе отечественной авиапромышленности после начала СВО и введения западных санкций.
Юрий Пономарев
Фото ОАК