Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Финансирование производства самолетов и вертолетов из бюджета на 2025 г. в рамках Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. намечено уменьшить на 22%, и в результате составит 78,8 млрд. руб. вместо более чем 101,2 млрд. руб., запланированных ранее.
В первую очередь секвестр затронет субсидии лизингодателям и авиакомпаниям на покупку и эксплуатацию воздушных судов. Рассмотрение документа в профильном комитете Госдумы запланировано на последние числа мая. В Минпромторговли РФ почти синхронно заявили, что сокращение объемов финансирования Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. не повлияет на сроки сертификации и поставок заказчикам импортозамещенных вариантов самолетов семейств МС-21 и SJ-100, т.е., как официально заявлялось руководством Минпромторговли, первые серийные машины МС-21-310 и SJ-100 начнут поступать в отечественные авиакомпании в 2026 г. Можно с большой долей уверенности предположить, что секвестирование связано с попытками уменьшить дефицит федерального бюджета, который по оценке Минфина РФ по итогам I квартала 2025 г. составил 2,17 трлн. руб., а впереди еще три квартала. Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов заявил, что не надо беспокоиться о количестве построенных авиалайнеров: оно останется прежним. Однако необходимо отметить, что новую откорректированную редакцию Комплексной программы афишируют только в конце нынешнего года, т.е. необходимы данные по работе авиапрома в течение 2025 г. Кстати, Сергей Викторович сказал, что, по его мнению, первые авиалайнеры МС-21-310 поступят заказчикам не ранее 2027 г. Также Сергей Чемезов недавно заявил, что сейчас «текущая рентабельность производства оборонной продукции составляет всего 2,28%, что ставит под угрозу развитие отраслей ОПК и их модернизацию». Есть и другой тревожный показатель. Росстат впервые с 2022 г. зафиксировал в начале 2025 г. квартальное снижение экономики в стране. По сравнению с продуктивным последним кварталом 2024 г. ВВП упал до 1,3%.
Юрий Пономарев
Фото ОАК