Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На прошедшей в первой декаде июля в Екатеринбурге выставке высоких технологий «Иннопром-2025» был продемонстрирован летный образец нового отечественного легкого многоцелевого самолета «Танго».
Самолет разработан специалистами компании Spectra Aircraft, которая входит в холдинг «Группа компаний S7» (главный актив – авиакомпания S7 Airlines). Точнее легкий многоцелевой самолет Spectra PV-10 Tango («Танго») – это совместная разработка специалистов холдинга «Группа S7» (S7 Group) и Сибирского НИИ авиации им. С.А.Чаплыгина (СибНИА). Четырехместный однодвигательный самолет «Танго» (Tango) предназначен для первоначальной летной подготовки пилотов гражданской авиации (ГА) и авиации общего назначения, а также для использования в частных целях. Новая машина предназначена для замены в летных учебных заведениях ГА самолетов зарубежного производства Diamond DA 40, Diamond DA 42 и др., т.е. это еще один проект по импортозамещению. По многим параметрам самолет «Танго» является аналогом легкого многоцелевого четырехместного самолета Даймонд DA42 «Твин Стар» (Австрия) с максимальной взлетной массой 1783 кг. Первый полет машина DA42 совершила в 2002 г., а сертификат получила в мае 2004 г. До недавнего времени самолет DA42 «Твин Стар» собирался по лицензии на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) под Екатеринбургом (с 2010 г.). Австрийский однодвигательный самолет из композитов широко использовался в летных училищах гражданской авиации России. Сейчас в нашей стране из-за санкций в исправном состоянии находится около половины авиапарка лицензионных самолетов DA42. Первый испытательный полет опытный образец самолета совершил в сентябре 2024 г. Максимальная взлетная масса воздушного судна составляет 1150 кг. Максимальная скорость полета – 245 км/час. Дальность полета – до 1100 км. Высота полета -4 км. Взлетно-посадочная дистанция – около 550 м. Планер самолета изготовлен из композиционных материалов. Также на выставке «Иннопром-2025» поршневой двигатель АПД-520 «Лидер» мощностью 200 л.с., предназначенный для установки на машине «Танго». Двигатель разработан специалистами Специального КБ роторный двигателей, которое тоже входит в состав холдинга «Группа компаний S7» и расположено в городе Рыбинск. Опытный образец двигателя АПД-520 сейчас испытывается на стенде. В настоящее время на первом летном образце самолета «Танго» установлен бельгийский поршневой двигатель ULPower UL520is мощностью 200 л.с. Генеральный директор компании Spectra Aircraft заявил, что в нынешнем году планируется завершить эксплуатационные летные испытания и выпустить несколько самолетов «Танго». В 2026 г. планируется провести сертификационные испытания машины и при его успешном завершении, в конце 2026 г. – начале 2027 г. начать серийное производство самолета.
Юрий Пономарев
Фото S7 Group