Время, когда квадрокоптерам включили мощный «зеленый свет»

С 15 по 17 мая 2025 г. в столичном выставочном центре «Крокус Экспо» проходила 18-я Международная выставка вертолетной индустрии и беспилотных систем «ХелиРаша-2025»

Кризис в отрасли и в стране сказался и на столичном вертолетном форуме, который трансформировался в выставку квадрокоптеров и беспилотников различных типов, что, кстати, обозначилось и в измененном полном названии «ХелиРаша-2025» (HeliRussia-2025). Постоянные участники вертолетных выставок «ХелиРаша» холдинг «Вертолеты России», Объединенная двигателестроительная корпорация, корпорация КРЭТ (авионика) и др. крупные компании на этот раз в выставке участия не приняли. Из пилотируемых вертолетов отечественной разработки на выставке был представлен легкий многоцелевой вертолет АП-55, разработанный на Кизлярском электромеханическом заводе (КЭМЗ) в республике Дагестан. Пятиместная (вместимостью 3-4 пассажира) винтокрылая машина оснащена одним английским газотурбинным двигателем Rolls-Royce Модель 250-С20-D/J мощностью 450 л.с., что, по утверждению разработчиков, обеспечивает отличную динамику, устойчивость и эксплуатацию вертолета в любых климатических условиях. Пока в нынешние времена «повсеместного импортозамещения» у разработчиков машины АП-55 шансов получить заказы от потенциальных заказчиков, пожалуй, почти нет. Доминирование на выставке беспилотных летательных аппаратов объясняется тем, что сейчас это очень перспективное направление. В последние годы государство направляет в отрасль по разработке и производству беспилотников значительные по объему инвестиции. Принята федеральная программа по развитию беспилотной техники. Особо стоит отметить демонстрировавшийся на выставке опытный образец мультироторного беспилотника С-76 с вертикальным взлетом и посадкой, разработанного компанией «Сухой». Впервые натурный опытный образец летательного аппарата беспилотной транспортной авиационной системы внеаэродромного базирования (официальное название БТС-ВАБ) С-76 был продемонстрирован на Международном военно-техническом форуме «Армия-2024» в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке. Разработка беспилотника системы С-76 началась в 2021 г., а в феврале 2022 г. в СМИ появилась информация, что специалисты ОКБ им. П.О.Сухого совместно с сотрудниками МФТИ работают над созданием прототипа грузового беспилотного самолета вертикального взлета и посадки под названием «Атлас». Также сообщалось, что проект реализуется благодаря финансированию в рамках программы «Вектор» и финансированию на начальном этапе со стороны госкорпорации «Ростех». В 2022 г. был построен и испытан комплексный летный стенд (КЛС), а в конце 2023 г. изготовили демонстратор С-76(Д). По заявлению разработчиков, проект БТС-ВАБ прошел первый этап испытаний на режимах взлет и посадка. Во второй половине 2026 г. планируются выполнить испытательные полеты по полному профилю. На этот раз машина С-76 демонстрировалась на стенде Объединенной авиастроительной корпорации. Длина планера беспилотника С-76 составляет 7,2 м, высота – 2,9 м, размах крыла – 11 м. Аппарат С-76 имеет взлетную массу 1,5 т, крейсерская скорость полета – 180 км/час, высота полета ЛА до 4 тыс. м. Дальность полета с грузом массой 300 кг без дозаправки составляет 1 тыс. км. Размер, необходимой взлетно-посадочной площадки для С-76, составляет 17х17 метров. Силовая установка БЛА С-76 состоит из восьми электродвигателей, которые предназначены для вертикального взлета и посадки. Горизонтальный полет обеспечивается поршневым двигателем на бензине с толкающим винтом и несущим крылом. По утверждению разработчиков, подобная гибридная силовая установка вместе с крылом обеспечивают высокую топливную экономичность при доставке грузов на дальние расстояния. Во время полета осуществляется автоматический наземный контроль за полетом БЛА. Полет производится полностью в автоматическом режиме по заранее заложенному в бортовой вычислитель маршруту. Связь между операционным центром и БЛА С-76 поддерживается оператором через отечественную спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС. Один оператор может одновременно контролировать полет по маршрутам до 12 штук БЛА С-76. Планируется, что БТС-ВАБ С-76 в перспективе начнут применять для доставки грузов в труднодоступные места отдаленных регионов, где нет аэродромов, но можно соорудить небольшие посадочные площадки. По расчетам разработчиков, благодаря снижению затрат на оплату труда пилотов и технического аэродромного персонала можно удешевить себестоимость доставки грузов на 40%.

Юрий Пономарев

Фото Игорь Лот