Модификации двигателя ВК-800С никак не могут дойти до этапа летных испытаний

 

 

 

Турбовинтовой двигатель ВК-800СМ, который собираются устанавливать на легком многоцелевом самолете ЛМС-901 «Байкал», и модификация ВК-800СП для УТС-800 требуют доработки

После того, как в конце февраля нынешнего года в отечественных СМИ появилась информация о том, что проект легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» требует доработки, руководство Минпромторговли РФ признало факт, что по причинам объективного характере создание легкого девятиместного самолета авиации общего назначение (АОН) ЛМС-901 затягивается. Одновременно благодаря СМИ стало известно, что ТВД ВК-800СМ для «Байкала» не готов к летным испытаниям и что сроки поставок серийных моторов под вопросом.

За разработку и серийное производство самолета ЛМС-901 отвечает Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Непосредственно разработчиком самолета ЛМС-901 является дочерняя фирма Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) – «Байкал Инжиниринг». Напомним, что УЗГА сейчас входит в состав госкорпорации «Ростех».

Перспективный двигатель ВК-800 – это силовая установка, которая разрабатывалась в компании «Климов» «с чистого листа» в течение последние 20 лет. Разработка ВК-800 в версии для установки на вертолетах (с литерой «В») началась в начале 2000-х годов. Испытания двигателя ВК-800В на стенде стартовали в начале 2008 г., а в середине того же года был сделан второй опытный образец ВК-800В. В 2018 г. планировалось начать летные испытания перспективного отечественного двигателя. Столь медленными темпы разработки мотора марки ВК-800 руководство компании «ОДК-Климов» объясняло тем обстоятельством, что на протяжении длительного времени финансирование проекта велось за счет собственных средств компании, а также незначительных, по утверждению разработчика, бюджетных средств.

По официальной информации, в 2018 г. прошло более 60 успешных запусков новой модификации мотора для самолетов – двигателя ВК-800С на стенде. В 2019 г. стендовые испытания мотора продолжились, в 2020 г. стендовые испытания ВК-800С также продолжились. На весну-лето 2020 г. были запланированы летные испытания ТВД ВК-800С, которые так и не состоялись. Летные испытания намечалось провести на самолете для местных авиалиний (МВЛ) L-410UVP-E20, у которого вместо правого штатного двигателя H80 компании GE AviationChech (приобретена США у Чехии) собирались установить опытный образец мотора ВК-800С. Стоит отметить, что двигатель H80 – это улучшенная модификация чешского двигателя Walter M601, более мощная и экономичная. Однако летные испытания перенесли на более поздние сроки. Сдвиг «вправо» по программе составил несколько лет.

По заявлению генерального конструктора дивизиона «Двигатели» УЗГА Сергея Долгушина, которое он сделал весной 2023 г., летные испытания опытного образца мотора ВК-800СМ на самолете летающей лаборатории Як-40ЛЛ, принадлежащей СибНИА им. С.А.Чаплыгина, должны были начаться в третьем квартале 2023 г., а на третий квартал 2024 г. был запланирован первый испытательный полет самолета ЛМС-901 с ТВД ВК-800СМ. Начало серийного производства моторов ВК-800СМ намечалось на 2025 г.

ТВД ВК-800С наметили также устанавливать на учебно-тренировочный самолет УТС-800, разработкой которого также занимается УЗГА. Специалисты УЗГА также занимаются разработкой самолета МВЛ ТВРС-44 «Ладога» и частично машиной ЛМС-401 «Освей» (головной разработчик – Белоруссия).

Конструкторская документация на мотор ВК-800 была приобретена АО «УЗГА» у компании «ОДК-Климов» в 2016 г. Однако в 2020 г. по результатам выполненных расчетов, анализа конструкции и испытаний двигателя руководство АО «УЗГА» приняло решение отказаться от ТВД ВК-800С. В июле 2020 г. специалисты подразделения «Двигатель» УЗГА начали проектировать новый двигатель ЕМ-610. Двигатель ЕМ-610 разработки УЗГА отличается по конструкции от «климовского» ВК-800С примерно на 99%. Габаритные характеристики у ЕМ-610 поменьше, масса тоже поменьше, а мощность побольше, чем у ВК-800С. По неофициальной информации, в настоящее время разработка мотора ЕМ-610 находится на этапе стендовых испытаний. Парадоксально, но факт: мотор ЕМ-610 одновременно обозначается в публикациях и как ТВД ВК-800СП.

Какие планы существуют на счет ТВД ВК-800СМ у руководства Минпромторговли РФ, министр Антон Алиханов в недавнем интервью телеканалу «Россия-24» постарался не сказать.

Недавно стало известно, что в Минпромторговли РФ рассматривается вопрос о восстановлении серийного производства усовершенствованногоТВД-10, разработанного в СССР в 60-е годы прошлого столетия, для установки на самолетах АОН.

Юрий Пономарев

 

Фото автора