Вертолеты из России на выставке в Абу-Даби

В столице Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и одноименного эмирата – Абу-Даби с 17 по 21 февраля проходила Международная оборонно-промышленная выставка IDEX-2025

В выставке приняли участие около 50 российских предприятий и организаций, входящих в контур госкорпорации (ГК) «Ростех». Общая площадь объединенной российской экспозиции составила около 2 тыс. кв. м., а общая площадь выставки – более 160 тыс. кв. м (с учетом морской составляющей NAVDEX). Крупнейшая ближневосточная выставка вооружений оборонных технологий IDEX-2025 проводится в Абу-Даби один раз в два года. Тематика выставок IDEX – это вооружения и военная техника для сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, а также войск противовоздушной обороны.

В авиационном разделе выставки Россия на статической стоянке продемонстрировала линейку вертолетов различного назначения: новую модификацию противопожарного вертолета Ка-32А11М, два вертолета марки «Ансат» (в полицейском и санитарном вариантах) и тяжелый вертолет Ми-38 в варианте VIP.

Больше всего в СМИ было разговоров о вертолете Ка-32А11М, т.к. он серийно выпускается в Кумертау. Вертолеты марки «Ансат» находятся в процессе импортозамещения. О заявленном на декабрь 2024 г. старте летных испытаниях двигателя ВК-650В в составе силовой установке вертолета «Ансат» пока никакой информации не поступало.

Вертолет Ми-38 находится в стадии доработки двигателя ТВ7-117В. Санкт-Петербургское предприятие «ОДК-Климов» (входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) сейчас ведет работы по увеличению ресурса турбовального двигателя ТВ7-117В, который устанавливается на вертолете Ми-38. Специалистам АО «ОДК-Климов» удалось реализовать на двигателе ТВ7-117В чрезвычайный режим (до 30 сек) с достижением мощности 3750 л.с., на 2,5 мин – 3500 л.с., на 30 мин. – 3000 л.с. На взлётном режиме сила двигателя 2800 л.с. с расходом топлива 199 г/л.с. час, а на крейсерском 2000 л.с.

Первый полет первой серийной машины Ка-32А11М состоялся в середине сентября 2024 г. на летно-испытательной станции предприятия КумАПП в Башкирии. На вертолете установлены два отечественных турбовальных двигателя (ТВД) ВК-2500ПС-02 с цифровой системой автоматического регулирования и контроля БАРК-6В-7С. Ее применение дает возможность поддерживать оптимальный диапазон мощности, в том числе, при эксплуатации в высокогорье и в районах с жарким климатом.

По утверждению разработчиков вертолета, два двигателя ВК-2500ПС-02 (вместо двух ТВД ТВ3-117ВМА) должны существенно улучшить летно-технические характеристики вертолета при эксплуатации в жарких условиях и в горной местности. Грузоподъемность Ка-32А11М при работе в таких условиях должна возрасти приблизительно на 1,6 т. При этом одно из основных преимуществ ТВД ВК-2500ПС-02 наличие повышенного ресурса и надежность при работе с внешней подвеской. Необходимо сказать, что двигатели ВК-2500ПС-02 повышают устойчивость и безопасность управления вертолетом при сильном боковом ветре. Это позволит расширить географию использования машины при тушении лесных пожаров и проведении аварийно-спасательных операций.

Согласно принятой (а затем дважды скорректированной) Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., с 2025 г. по 2030 г. намечается суммарно изготовить 23 вертолета Ка-32А11М, т.е. в среднем по 5 машин ежегодно. Планируется не только выпуск новых серийных машин, но и модернизация находящихся в эксплуатации Ка-32А11 до уровня Ка-32А11М. Серийное производство и ремонт вертолетов семейства Ка-32 осуществляется в Кумертауском авиационном производственном предприятии.

Юрий Пономарев

Фото холдинга «Вертолеты России»

На снимке: вертолет Ка-32А11М