Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Новые законодательные инициативы Минстроя России вызывают, мягко говоря, смешанные чувства
«Приравненные лица»
Одна из инициатив касается кредитования собственников жилья в МКД, задумавших капремонт. Очевидно, что получить кредит собственникам гораздо выгоднее, чем десятилетиями копить деньги. Но сейчас банковские проценты «зашкаливают», к тому же кредит требует гарантии, а где его взять собственникам? Закладывать квартиры?
Выход в цивилизованных странах найден давно – в виде специальных государственных программ, обеспечивающих финансовую поддержку процесса: государство выступает гарантом возврата денег (а значит, банк доволен) и компенсирует собственникам банковские проценты (и собственники довольны). В странах Балтии, где это всё было проделано в 90-е годы, случаев невозврата таких кредитов не было. Разумеется, при этом бюджету приходится тратиться, но модернизация жилого фонда страны того стоит. Тем более, что в цивилизованных странах принято стимулировать при капремонте «попутное» энергосбережение, к примеру, в Германии, если собственники задумали энергосберегающий ремонт (точнее, модернизацию, которая не просто восстанавливает проектные характеристики здания, но и улучшает их), кредит они получают беспроцентный.
В «Стратегии-2020» Минстрой обещал нам кредиты, а теперь подготовил соответствующий законопроект, вносящий коррективы в федеральный закон № 209 от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»
(cм. http://asodz.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/18528F05CBDC2643257D73003110E0/$FILE/624513-6.PDF).
Его суть в том, что юрлица-владельцы спецсчетов: УО, ТСЖ. ЖК и т.д., включая региональных операторов – обзываются «лицами, приравненными к субъектам малого и среднего предпринимательства» и получают право пользоваться финансовой поддержкой, которую оказывает государство этим субъектам. С помощью Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Разумеется, деньги даются «приравненным лицам» целевым образом: на капремонт и только на него.
«Мои друзья хоть не в болонии…»
О самой финансовой поддержке ст.17 закона №209-ФЗ говорит скупо: она может осуществляться за счёт средств бюджетов всех уровней «путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов». Разумеется, для этого сначала надо принять соответствующие целевые программы, и заложить в бюджеты деньги.
Что касается субъектов РФ и муниципалитетов, им и сейчас ничто не мешает предоставлять такую помощь ответственным собственникам, копящим деньги на спецсчёте (см. ст.191 ЖК РФ «Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта»). Ничто, кроме нехватки денег в бюджете (и соответственно - политической воли).
Впрочем, нетрудно догадаться, кому, в первую очередь, пойдут бюджетные «вливания», как только дойдёт до дела. Тем «недоремонтированным» (т.е. нуждавшимся на момент приватизации жилья в ремонте) домам, собственники которых предъявят свои претензии через суд. Суды они выиграют, и регоператору придётся срочно организовывать ремонт, а недостаток денег в «котле» придётся восполнять бюджетам.
Напомним читателю, что согласно недавнему решению Конституционного суда неисполненные обязательства Государства по ликвидации «недоремонта» должны быть исполнены, в этих домах собственники сейчас копят свои взносы на СЛЕДУЮЩИЙ ремонт, а ближайший должен быть сделан за счёт госбюджета (см. «Председатель ТСЖ» №5 за 2016 г. «Условно конституционны»).
В «Программе стимулирования кредитования субъектов МСП» (программа «Шесть с половиной» - см.
http://corpmsp/bankam/programma_stimulir/
для малого бизнеса предусмотрено кредитование из расчёта 11% годовых, из которых 6.5% погасит Банк России. 11-6.5 =4.5%. Неплохо.
Правда, Программа предусматривает ряд условий предоставления кредита, применимость которых, допустим, к ТСЖ совершенно не очевидна, а одно из основных условий: размер одного кредита должен лежать в пределах от 50 млн. руб. до 1 млрд. руб. – тоже приемлемо далеко не каждому жилищному объединению. И в перечне отраслей, для работы в которых субъектам МСП предоставляются кредиты, строительство есть, а ЖКХ нет.
В общем, в случае принятия закона Корпорации придётся эту программу как-то корректировать. Но не исключено, что и после этого жилищным объединениям придётся добывать свои кредиты в конкурентном соперничестве, во-первых, с регоператорами, во-вторых, с коммерческими фирмами.
«…Зато не тащат из семьи»
А зачем понадобилось приравнивать владельцев спецсчёта к субъектам МСП? Ведь для получателя кредита капремонт – дело сугубо некоммерческое, ТСЖ, ЖК, регоператор – некоммерческие организации по определению, а частные УО могут получать прибыль, но, разумеется, не в качестве владельцев спецсчёта. Почему бы не создать отдельный «кошелек» и отдельный механизм кредитования, учитывающий эти особенности капремонта?
Ответ нам подсказывает ключевая фраза из пояснительной записки к законопроекту: «Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета». – Вот и весь секрет. Неплохо придумано: отремонтировать 10% российских МКД – и не затратить на это ни рубля бюджетных денег сверх того, что заложено сейчас! И мало-средний бизнес (который, безусловно, тоже надо развивать, ибо это возрождение России), и регоператоры (ходящие под «дамокловым мечом обязательств по «недоремонту»), и жилищные объединения – все будут питаться из одного кошелька… Так и хочется воскликнуть: «Господа, мы так не договаривались!»
К тому же, как показывает опыт, любая попытка поставить жилищные объединения на одну доску с бизнесом (пусть даже в такой ограниченной сфере, как субсидирование капремонта) в нынешних российских реалиях может обернуться непредсказуемыми последствиями. Ведь из ст.146 ЖК РФ уже исчезло определение ТСЖ как некоммерческой организации - и что дальше?
От «необъявленного визита» до типового договора
Есть ещё один «обоюдоострый» законопроект Минстроя
https://regulation.gov.ru/projects#npa=74004,
судя по его названию: «О внесении изменений в ЖК РФ и иные законодательные акты РФ (в части ужесточения ответственности УО за нарушение лицензионных требований) - нацелен, прежде всего, на УО. Но реально большая его часть коснется всех собственников помещений в МКД. Его основные новеллы:
«Грубым даётся радость, нежным даётся печаль…»
Острие «оружия», направленного на УО, выглядит так:
Что сказать? Люди умеют лишь одно: закручивать гайки. Что они и делают.
Сергей Степин
Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №6 (104) за 2016 г.