Палка о двух концах

Новые законодательные инициативы Минстроя России вызывают, мягко говоря, смешанные чувства

«Приравненные лица»

Одна из инициатив касается кредитования собственников жилья в МКД, задумавших капремонт. Очевидно, что получить кредит собственникам гораздо выгоднее, чем десятилетиями копить деньги. Но сейчас банковские проценты «зашкаливают», к тому же кредит требует гарантии, а где его взять собственникам? Закладывать квартиры?

Выход в цивилизованных странах найден давно – в виде специальных государственных программ, обеспечивающих финансовую поддержку процесса: государство выступает гарантом возврата денег (а значит, банк доволен) и компенсирует собственникам банковские проценты (и собственники довольны). В странах Балтии, где это всё было проделано в 90-е годы, случаев невозврата таких кредитов не было. Разумеется, при этом бюджету приходится тратиться, но модернизация жилого фонда страны того стоит. Тем более, что в цивилизованных странах принято стимулировать при капремонте «попутное» энергосбережение, к примеру, в Германии, если собственники задумали энергосберегающий ремонт (точнее, модернизацию, которая не просто восстанавливает проектные характеристики здания, но и улучшает их), кредит они получают беспроцентный.

В «Стратегии-2020» Минстрой обещал нам кредиты, а теперь подготовил соответствующий законопроект, вносящий коррективы в федеральный закон № 209 от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

(cм. http://asodz.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/18528F05CBDC2643257D73003110E0/$FILE/624513-6.PDF).

Его суть в том, что юрлица-владельцы спецсчетов: УО, ТСЖ. ЖК и т.д., включая региональных операторов – обзываются «лицами, приравненными к субъектам малого и среднего предпринимательства» и получают право пользоваться финансовой поддержкой, которую оказывает государство этим субъектам. С помощью Корпорации развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Разумеется, деньги даются «приравненным лицам» целевым образом: на капремонт и только на него.

«Мои друзья хоть не в болонии…»

О самой финансовой поддержке ст.17 закона №209-ФЗ говорит скупо: она может осуществляться за счёт средств бюджетов всех уровней «путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов». Разумеется, для этого сначала надо принять соответствующие целевые программы, и заложить в бюджеты деньги.

Что касается субъектов РФ и муниципалитетов, им и сейчас ничто не мешает предоставлять такую помощь ответственным собственникам, копящим деньги на спецсчёте (см. ст.191 ЖК РФ «Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта»). Ничто, кроме нехватки денег в бюджете (и соответственно - политической воли).

Впрочем, нетрудно догадаться, кому, в первую очередь, пойдут бюджетные «вливания», как только дойдёт до дела. Тем «недоремонтированным» (т.е. нуждавшимся на момент приватизации жилья в ремонте) домам, собственники которых предъявят свои претензии через суд. Суды они выиграют, и регоператору придётся срочно организовывать ремонт, а недостаток денег в «котле» придётся восполнять бюджетам.

Напомним читателю, что согласно недавнему решению Конституционного суда неисполненные обязательства Государства по ликвидации «недоремонта» должны быть исполнены, в этих домах собственники сейчас копят свои взносы на СЛЕДУЮЩИЙ ремонт, а ближайший должен быть сделан за счёт госбюджета (см. «Председатель ТСЖ» №5 за 2016 г. «Условно конституционны»).

В «Программе стимулирования кредитования субъектов МСП» (программа «Шесть с половиной» - см.

http://corpmsp/bankam/programma_stimulir/

для малого бизнеса предусмотрено кредитование из расчёта 11% годовых, из которых 6.5% погасит Банк России. 11-6.5 =4.5%. Неплохо.

Правда, Программа предусматривает ряд условий предоставления кредита, применимость которых, допустим, к ТСЖ совершенно не очевидна, а одно из основных условий: размер одного кредита должен лежать в пределах от 50 млн. руб. до 1 млрд. руб. – тоже приемлемо далеко не каждому жилищному объединению. И в перечне отраслей, для работы в которых субъектам МСП предоставляются кредиты, строительство есть, а ЖКХ нет.

В общем, в случае принятия закона Корпорации придётся эту программу как-то корректировать. Но не исключено, что и после этого жилищным объединениям придётся добывать свои кредиты в конкурентном соперничестве, во-первых, с регоператорами, во-вторых, с коммерческими фирмами.

«…Зато не тащат из семьи»

А зачем понадобилось приравнивать владельцев спецсчёта к субъектам МСП? Ведь для получателя кредита капремонт – дело сугубо некоммерческое, ТСЖ, ЖК, регоператор – некоммерческие организации по определению, а частные УО могут получать прибыль, но, разумеется, не в качестве владельцев спецсчёта. Почему бы не создать отдельный «кошелек» и отдельный механизм кредитования, учитывающий эти особенности капремонта?

Ответ нам подсказывает ключевая фраза из пояснительной записки к законопроекту: «Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета». – Вот и весь секрет. Неплохо придумано: отремонтировать 10% российских МКД – и не затратить на это ни рубля бюджетных денег сверх того, что заложено сейчас! И мало-средний бизнес (который, безусловно, тоже надо развивать, ибо это возрождение России), и регоператоры (ходящие под «дамокловым мечом обязательств по «недоремонту»), и жилищные объединения – все будут питаться из одного кошелька… Так и хочется воскликнуть: «Господа, мы так не договаривались!»

К тому же, как показывает опыт, любая попытка поставить жилищные объединения на одну доску с бизнесом (пусть даже в такой ограниченной сфере, как субсидирование капремонта) в нынешних российских реалиях может обернуться непредсказуемыми последствиями. Ведь из ст.146 ЖК РФ уже исчезло определение ТСЖ как некоммерческой организации - и что дальше?

От «необъявленного визита» до типового договора

Есть ещё один «обоюдоострый» законопроект Минстроя

https://regulation.gov.ru/projects#npa=74004,

судя по его названию: «О внесении изменений в ЖК РФ и иные законодательные акты РФ (в части ужесточения ответственности УО за нарушение лицензионных требований) - нацелен, прежде всего, на УО. Но реально большая его часть коснется всех собственников помещений в МКД. Его основные новеллы:

  1. Вводится правило: внеплановая проверка УО, ТСЖ, ЖК, собрания собственников и т.д. назначается после «тревожного» сигнала от ЛЮБОГО лица (даже не имеющего отношения к МКД, где произошли события, послужившие основанием для сигнала!) либо в случае, если жилинспекция сама «нарыла» что-то для себя интересное, либо по указанию главного жилинспектора. При этом ГЖН проверяемых заранее не оповещает и с прокуратурой «необъявленный визит» не согласовывает (изменение п.4.2 ст.20 ЖК РФ).
  2. Региональный орган ГЖН подчиняется непосредственно губернатору (дополнение п.2 ст.20 ЖК РФ).
  3. Если в решении собрания собственников помещений в МКД о выборе УО не сказано о размере платы за содержание и ремонт жилья, такое решение считается не принятым (дополнение ст.161 ЖК РФ).
  4. Муниципальный конкурс по выбору УО для МКД, собственники которого не выбрали в положенный срок способ управления домом, заменяется на торги (изменение п. 4, 5, 8, 8.1 ст.161). - Видимо, условия конкурса, установленные ПП РФ-75, кажутся муниципалитетам слишком обременительными. Торги будет провести проще.
  5. Если у УО по истечению отчётного периода часть полученных средств остаются не израсходованными, а её обязательства по договору управления исполнены, эти средства остаются в распоряжении УО (дополнение ст.161 ЖК РФ). - Очень актуальная для бизнеса новелла. Особенно, если учесть, что никаких способов определения, исполнены или нет обязательства УО, жилищное законодательство не предусматривает.
  6. Минстрой разработает типовой договор управления.

«Грубым даётся радость, нежным даётся печаль…»

Острие «оружия», направленного на УО, выглядит так:

  1. Вводится понятие грубого нарушения лицензионных требований (что это такое - будет раскрыто позже в Положении о лицензировании), за повторное грубое нарушение в течение 12 месяцев сведения о соответствующем МКД исключаются из реестра лицензий (дополнение 5.2 в ст.198).
  2. При совершении лицензиатом грубого нарушения, повлекшего смерть либо причинение тяжкого вреда здоровью граждан (если это установлено в судебном порядке), ГЖН обращается в суд, и тот аннулирует лицензию. Если в течение 6 месяцев после выдачи «пустой» (т.е. без домов) лицензии или после исключения из неё домов, которыми раньше управлял лицензиат, лицензия так и остаётся «пустой» – ГЖН обращается в лицензионную комиссию, и та аннулирует лицензию (дополнение 2.1 и 2.2 в ст.199 ЖК РФ).
  3. Увеличиваются штрафы за незаконное управление МКД – вплоть до 400 тыс. руб. (изменение КоАП РФ).

Что сказать? Люди умеют лишь одно: закручивать гайки. Что они и делают.

Сергей Степин

Опубликовано в журнале «Председатель ТСЖ» №6 (104) за 2016 г.