Повышающим коэффициентам нашлось достойное место

 

О некоторых новшествах очередного правительственного постановления

Вступившее в силу с 1 июля Постановление Правительства (ПП) РФ № 603 от 29 июня 2016 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг» коснулось, в основном, трёх постановлений: № 354 – о правилах предоставления коммунальных услуг потребителям в жилых и нежилых помещениях домов (ППРФ-354), №124 – о правилах заключения договоров ресурсоснабжения домов в целом (ППРФ-124), № 306 – об установлении нормативов потребления коммунальных услуг (ППРФ-306).

Ударим рублём по «неоприборенным» помещениям!

Как известно, собственников помещений в МКД, которые были обязаны – в соответствии с федеральным законом № 261 об энергосбережении установить в своём доме и занимаемом помещении приборы учёта (ПУ) коммунальных ресурсов, но до сих пор не сделали этого (назовём их «штрафниками»), Правительство РФ наказало тем, что они должны платить за коммунальные услуги дороже, чем все остальные. Дороже в КПОВ раз, где КПОВ – т.н. повышающий коэффициент. Первоначально эта штрафная санкция появилась в 344-м Постановлении Правительства РФ, затем соответствующая запись (правда, в «формате», ограниченном рамками водо- и электроснабжения, без отопления) появилась в ст. 157 ЖК РФ.

ЖК РФ. Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг… При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ…

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

Правда, оговорено, что эта санкция не касается тех собственников, у которых в помещении и/или доме отсутствует техническая возможность установки ПУ, что должно быть удостоверено специальным актом.

При этом п.31 у(1) ППРФ-354 гласит, что дополнительные средства, полученные за счёт введения повышающих коэффициентов КПОВ, исполнитель коммунальных услуг (т.е. УО, ТСЖ, ЖК и т.д.) должен направлять на мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Здравый смысл и логика подсказывают нам, что, в первую очередь, эти деньги как раз и должны пойти на установку тех самых счётчиков, которые не установили собственники-«штрафники».

Схватка коэффициентов с нормативами

В прошлом номере журнала мы рассказывали о хитрой «игре», которую до недавнего времени пытался вести Минстрой: вместо использования повышающих коэффициентов КПОВ он заставлял всех использовать т.н. «повышенные нормативы», скорректировав в 2013 г. с этой целью ППРФ-306. Разница в том, что при этом дополнительные деньги, полученные с потребителей за счёт введения повышенных коэффициентов КПОВ , реально пошли бы не на энергосбережение, как того требует ППРФ-354, а осели в бездонных карманах РСО. Те, получив деньги, никаких ПУ в домах устанавливать бы не стали, а нашли им другое, более выгодное для себя применение. Кое-где – там, где регион успел ввести повышенные нормативы, например, в Ростовской области - так уже и получилось (см. публикацию «Что повышают повышающие коэффициенты?» в №7 журнала «Председатель ТСЖ» за 2016 г).

Эта «игра» теперь прекращается. Никаких повышенных нормативов больше не будет, соответствующие пункты ППРФ-306 силу утрачивают, вместо этого повышающие коэффициенты КПОВ вводятся в формулы, используемые в ППРФ-354 для расчёта платы за коммунальные услуги для собственников-«штрафников».

Значения повышающих коэффициентов КПОВ:

с 1 июля 2016 г. КПОВ = 1.4

с 1 января 2017 г. КПОВ = 1.5

Без проблем не обойдётся

Чтобы дополнительные («штрафные») деньги, полученные за счёт применения повышающих коэффициентов КПОВ, оставались в распоряжении исполнителя услуг, который обязан направлять их на цели энергосбережения в МКД – в методики расчёта, обеспечивающие расщепление платежа потребителя, должны быть внесены соответствующие изменения. Дележ коммунальных платежей на две части: «базовую», которая должна уйти к РСО, и «штрафную», которая должна остаться у исполнителя коммунальных услуг для финансирования мероприятий по энергосбережению – может оказаться особенно затруднённым после введения прямых договоров с поставщиками. Ведь в некоторых случаях РСО, получив деньги за поставленный ресурс напрямую, должна будет часть их вернуть исполнителю соответствующей коммунальной услуги, а это, согласитесь, психологически непросто…

И, разумеется, придётся подумать о том, как обеспечить контроль за тем, чтобы организация-исполнитель коммунальных услуг эту свою новую обязанность выполняла. В случае ТСЖ, ЖСК, ЖК это сделать проще, в случае, если исполнителем является коммерческая УО, это будет несколько сложнее. Правда, об этом в ППРФ-603 тоже ничего не сказано, видимо, это дело будущего.

Чем дальше в лес, тем больше дров

Повышающие коэффициенты КПОВ применяются для расчёта платы за электро-, водоснабжение (ХВС и ГВС) и отопление (введено ППРФ-603). При расчёте платы за ГВС повышающие коэффициенты применяются лишь к компоненте, учитывающей стоимость холодной воды, используемой для приготовления горячей, стоимость нагрева воды берется без них (см. формулу 23(1) в п. 26(1) Приложения 2 к ППРФ-354):

26(1). В случае наличия технической возможности установки прибора учета горячей воды размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23(1):

где:

Kпов – повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;

– объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении, исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;

TХВ – компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитываемый как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

TТ/Э – компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

 

Ещё одна серьёзная новелла - в домах, где есть техническая возможность и согласно 261-му закону должны быть, но не установлены общедомовые ПУ холодной и горячей воды, электроэнергии и тепла, повышающие коэффициенты КПОВ применяются не только при расчёте платы собственников, но и к расчёту платы за общедомовые нужды (ОДН), которая, напомним читателю, с 2017 г. будет браться из платы за содержание жилья. Соответствующие изменения внесены в ППРФ-124.

В частности, в домах, где собственники предпочитают не ставить общедомовой электросчётчик, а рассчитываться с «Энергосбытом» за освещение подъездов, работу лифтов и прочие ОДН по отдельному счётчику, это может вызвать проблемы, ибо формально такие дома подпадают под штрафные санкции.

И вообще не исключено, что сочетание прямых договоров и общедомового ПУ где-то может оказаться «золотым дном» для РСО, ибо она будет получать деньги по обоим «каналам»: по индивидуальным счётчикам и по общедомовому (посредством ОДН), при этом не утруждая себя судебно-претензионной работой с должниками. А для председателя жилищного объединения, на чью долю выпадут все сопутствующие финансовые хлопоты «по полной программе», это может обернуться настоящей «голгофой».

Тем более, что плата за ОДН, распределяемая между собственниками помещений в доме, оборудованном общедомовым ПУ, ограничена соответствующим нормативом. За исключением тех случаев, когда собственники на общем собрании приняли решение это ограничение снять. То, что сверх норматива, должны платить исполнители коммунальных услуг.

В общем, ОДН (которые на самом деле не ОДН, а небаланс между общедомовым потреблением и суммой частных), похоже, ещё немало крови попортят россиянам.

Плата за отопление: 7 или 12?

Для отопления используются два способа расчёта платежей: в течение отопительного периода и равномерно в течение календарного года. Во втором случае среднемесячное потребление тепла в течение прошлого года (при оплате по ПУ) или базовый норматив (при оплате по нормативам) умножаются на коэффициент периодичности К, равный дроби, в числителе которой количество полных месяцев отопительного периода, а в знаменателе 12 месяцев (т.е. обычно это 7/12).

В случае, если МКД, а также все помещения в нём (жилые и нежилые) оборудованы ПУ тепла, при расчёте платы собственника каждого помещения используется как показания индивидуального ПУ, так и соответствующая доля потребления тепла на ОДН, рассчитываемая как разность между общедомовым потреблением и суммой индивидуальных потреблений. Если не все помещения в МКД имеют индивидуальные ПУ, фактическое общедомовое потребление распределяется между отдельными собственниками пропорционально площади их помещений.

Отдельным пунктом 603-го Постановления региональным властям дано право изменять способ оплаты за отопление – во всех или отдельных муниципалитетах – не чаще 1 раза в год, такое решение должно быть опубликовано до 1 октября.

Изменения, внесенные в ППРФ-306, в основном, свелись к тому, что целый ряд пунктов, имеющих отношение к установлению повышенных нормативов, утратил силу.

Сквозь коммунальные «дебри» не продраться

Нельзя умолчать ещё об одном впечатлении от 603-го Постановления: «Правила предоставления коммунальных услуг…» становятся настолько громоздкими и неудобочитаемыми, а расчёты за коммунальные услуги настолько усложняются, что их освоение и практическое использование для рядового потребителя-гражданина становится непосильной задачей. А ведь есть ещё и перерасчёты – которые должны производится как в конце года (если оплата за коммунальные услуги осуществляется равномерно в течение календарного года), так и в 1-м квартале года, следующего за годом, в котором региональные власти решили изменить способ оплаты, перейдя от оплаты «по календарю» к оплате «по факту» или наоборот.

Большинство наших граждан с их проверкой тем более не справятся. Возможно, авторы 603-го постановления именно на это и рассчитывали.

Наталья Азимова