Унесенные ветром или У последней черты

Подготовленный Минстроем РФ проект очередных поправок в ЖК РФ носит отчасти революционный, отчасти бредовый характер

Но в этом бреде просматривается чёткое намерение: по возможности, свернуть жилищное самоуправление в стране. По крайней мере, создать для этого все условия - чтобы любое неугодное властям жилищное объединение можно было в нужный момент ликвидировать под благовидным предлогом.К примеру, ЖСК и ЖК с выкупленными паями должны будут срочно перерегистрироваться в ТСЖ, иначе их ликвидируют по суду. А ТСЖ подвергнутся «экзаменационной зачистке», подобной прошлогодней «лицензионной зачистке» УО.

Похоже, жилищным объединениям не остаётся ничего другого, как заявить свой решительный протест против подобной программы действий. Иначе судьба их незавидна.

Что было, что будет

Законопроект разработан Минстроем, появившись в начале апреля на сайте

http://regulation.gov.ru/projects#npa=46686

он вызвал у жилищного сообщества бурю эмоций. Ну, ещё бы! Чего стоит только поголовная ликвидация ЖСК, ЖК или обязательная аттестация председателей ТСЖ.

Теперь подробнее об основных новеллах:

  1. Если жилинспектор обнаружит какое-то нарушение в решении собрания собственников, договоре управления, договоре соцнайма, уставных документах ТСЖ и выданное им предписание об устранении не исполнено в МЕСЯЧНЫЙ срок – орган государственного жилищного надзора (ГЖН) обращается в суд. Если речь идёт о ТСЖ - с иском о его ликвидации. Не вправе обратиться, как было прежде, а обращается. Тут явно присутствует оттенок обязательности, именно так это и будет воспринято чиновниками на местах. А что такое привести в месячный срок учредительные документы ТСЖ в соответствие с законодательством, думаю, нашим читателям объяснять не надо (изменение касается п.6 ст.20 ЖК РФ).
  2. Голосование на общем собрании собственников помещений устанавливается не «по площадям», а «по головам»: по принципу «один собственник – один голос» (изменение ч.3 ст.48 ЖК РФ).
  3. Всем ЖСК, ЖК после выплаты последнего пая предписано в 3-х месячный срок перерегистрироваться в ТСЖ, после истечения контрольного срока орган ГЖН должен будет в течение 10 дней обратиться в суд с иском о ликвидации тех, кто этого не сделает (изменение ч.1 ст.110 и 123 ЖК РФ).

Чтобы у действующих с прошлого века ЖСК, ЖК насчёт себя не было никаких иллюзий, в ст.2 законопроекта специально добавлено, что они обязаны перерегистрироваться в ТСЖ в течение 3-х месяцев после вступления в силу законопроекта.

4. После того, как на общем собрании собственников 50%-ым кворумом принято решение о создании ТСЖ, все собственники помещений в МКД - независимо от желания - автоматически становятся членами товарищества (изменения ч.1,2 ст.143 ЖК РФ).

5. Председателем ТСЖ должен будет иметь квалификационный аттестат, который надо подтверждать каждые 5 лет (изменение ст.149 ЖК).

6. Долги прежнего собственника по оплате услуг ЖКХ переходят к новому собственнику. То же самое касается новосёла, принявшего по акту своё помещение от застройщика (изменение ч.3 ст.158).

7. В случае прекращения управления домом ТСЖ, ЖСК, ЖК за 30 дней до указанного события должны передать новому управляющему техдокументацию на МКД (дополнение 3.1 и 3.2 в ст.161.1).

8. При смене способа управления или управляющего МКД прежний управдом должен передать новому остатки платы за содержание дома в объёме неисполненных им обязательств (дополнение ст.161.1 ЖК РФ).

9. По результатам открытого конкурса договор управления с собственниками помещений подписывает лицо, определённое органом местного самоуправления (изменение ч.13 ст.161.1).

10. Заключение договора управления с каждым собственником помещения в МКД отныне становится излишним, от имени собственников договор с УО заключает лицо, определенное решением их общего собрания. Типовые условия такого договора и методические указания по определению его цены утверждаются подзаконным актом Минстроя. При заключении договора управления по результатам открытого конкурса вместо собственников помещений в МКД с УО его заключает лицо, определённое органом местного самоуправления (изменение ч.1 ст.162).

11. Перечень существенных условий договора управления дополняется ещё одной позицией:

«5) заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг» (дополнение в п. 3 ст.162).

Здесь снова муссируется тезис, что РСО, дескать, продают УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК коммунальные ресурсы, а те, используя эти ресурсы, предоставляют жителям МКД коммунальные услуги.

12. Собственники помещений МКД смогут установить в договоре управления испытательный срок (не более 3-х месяцев), в течение которого они вправе отказаться от исполнения договора без обоснования причин отказа (дополнение 5.1 в ст.162).

13. При расторжении договора управления собственники помещений обязаны возместить расходы УО, исполнившей свои обязательства по содержанию МКД, но не получившей плату за это в полном объеме (дополнение в п.8 ст.162).

14. Раньше собственники помещений могли отказаться от исполнения договора управления МКД на основании решения своего общего собрания в одностороннем порядке, если УО не выполняет условий договора, а теперь такая возможность у них появится лишь в том случае, если в течение года УО не исполнит предписание ГЖН по устранению лицензионного требования или допустит такое нарушение повторно (изменение п.8.2 ст.162).

15. Если раньше собственники помещений могли изменить способ управления МКД в любое время, то теперь соответствующее решение их собрания вступит в силу лишь после окончания действия договора управления (дополнение п. 8.3 в ст.162).

Согласитесь, что многие из этих предложений очень сомнительны, их ещё надо обсуждать и обсуждать. А некоторые у жилищных активистов ничего, кроме решительного протеста, вызвать не могут

Толку чуть

Безусловно полезных новелл в законопроекте очень мало, пожалуй, можно указать лишь на две:

- новоселы, принявшие по акту своё помещение от застройщика, но ещё не получившие свидетельства о собственности, смогут голосовать на общем собрании собственников, такое собрание будет правомочно, если в нём примут участие собственники, обладающие более, чем 2/3 голосов собственников помещений в МКД, при этом собственник, обладающий более чем 20% голосов, принимать участие в таком собрании не сможет, решение будет приниматься без него;

- судебный спор о решениях общего собрания собственников может быть основанием для приостановки оспариваемого решения лишь в том случае, если этого требует большинство собственников.

«Кот из мешка» появится через девять месяцев

Ещё одна угроза для жилищных объединений – это подзаконные акты, призванные конкретизировать положения законопроекта. Сейчас это своеобразный «кот в мешке», которого не видно, но отказаться от которого будет нельзя. Хорошая традиция, бытующая в цивилизованных странах: обнародовать ОДНОВРЕМЕННО и сам законопроект, и проекты подзаконных актов к нему – для россиян остаётся пока что несбыточной мечтой. Хотя и то, и другое готовят одни и те же работники Минстроя.

Вот с чем ещё нам предстоит познакомиться:

  1. Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении порядка передачи неиспользованных денежных средств, полученных в оплату за содержание жилого помещения при смене способа управления МКД либо отказе и (или) расторжении договора управления МКД".

Он должен появиться через 9 месяцев после вступления в силу закона.

  1. Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а также состава минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядка их оказания и выполнения".

Этот документ – по замыслу Минстроя - должен заменить «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170. Все, кто занимается управлением и обслуживанием жилищного фонда, понимают, как важен этот документ, едва ли не столь же важен, как и сам предлагаемый законопроект.

Он тоже будет подготовлен в 9-месяный срок после начала действия закона.

  1. Проект приказа Минстроя России "Об утверждении типовых условий договора управления МКД, а также методических рекомендаций по определению цены такого договора".

Тоже суперважный документ, который может принести немало пользы отрасли, а может нанести ей непоправимый вред.

Проект приказа будет разработан Минстроем в течение полугода после принятия двух указанных нормативных актов.

  1. Проект приказа Минстроя России "Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена, перечня вопросов для его проведения, порядка определения результатов квалификационного экзамена, порядка и условий выдачи, аннулирования такого аттестата, снования для принятия решения об отказе в выдаче такого аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов".

Здесь тоже срок установлен 9 месяцев после введения в действие закона.

В общем, условия существования жилищных объединений и раньше были крайне затруднены, а в случае принятия этого законопроекта они станут просто невыносимыми. Надо что-то делать.

Сергей Степин