Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Вышедший из-под пера МинcтройЖКХ проект «Стратегии развития ЖКХ в РФ до 2020 года» оставляет впечатление чиновничьей «отписки».
Никаких идей по выводу отрасли из кризиса нет. Кроме как:
- при расселении очередной порции «аварийки» давать новые помещения собственникам, кто победнее, не в собственность, а в наём, прочим собственникам не давать ничего, пусть сами выходят из положения;
- повсеместно сдать коммунальную инфраструктуру в концессию бизнесу – в надежде, что тот вложит свои деньги в её модернизацию, правда, о том, что при этом не обойтись без существенного роста цен на коммунальные ресурсы, чиновники скромно умалчивают.
Что сейчас
Среди наиболее важных цифр, характеризующих нынешнее состояние ЖКХ России (по данным Росстата), отметим:
* годовой оборот средств в отрасли - 3.9 трлн. руб.;
* качество жилищных услуг авторы характеризуют не каким-либо объективным показателем (например, нормативом и отклонениями от него), а итогами соцопроса ВЦИОМ, выявляющего процент россиян, недовольных состоянием той или иной части своего общего домового имущества (ОДИ), начиная от неприглядного вида в подъездах (38%) и кончая поломками лифтов (11%);
Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в 2015 г., наибольшая неудовлетворенность граждан жилищно-коммунальными услугами связана с антисанитарным состоянием лестниц и нерегулярной уборкой подъезда (38 %), старой покраской подъезда и сломанными ступенями (37 %), плохим состоянием крыш, стен и потолков (36 %), прогнившими и несправными водопроводными и канализационными трубами (33 %), антисанитарным состоянием подвалов (27 %), неисправностью дверей, оконных рам, балконов (24 %), неисправной электропроводкой (21 %), отсутствием горячего водоснабжения (15 %), частыми поломками лифтов (11 %).
* средняя стоимость услуг ЖКХ для населения - 1994 руб./мес.*чел, из них 1/3 приходится на долю жилищных услуг, остальные 2/3 – коммунальные (для сверки этих сведений с реальностью читателю стоит заглянуть в свою платёжку, по крайней мере, автору этих строк-пенсионеру подмосковная «двушка» в 9-тиэтажном доме постройки конца 80-х обходится в 2 раза дороже);
* качество коммунальных услуг иллюстрируется следующими показателями: по данным Роспотребнадзора, только 62,1% населения в России потребляют доброкачественную воду, в сфере водоснабжения до нормативного уровня очищается только 55,5% подаваемой воды, в сфере водоотведения и очистки сточных вод до нормативного уровня очищается только 45% сточных вод, перебои с подачей горячей воды имеют 48% населения, холодной воды – 42% населения, электроэнергии – 28% населения;
* состояние коммунальной инфраструктуры охарактеризовано тем, что:
- необходима замена 42,7% сетей водоснабжения, 41,4% водоотведения, 28,6% теплоснабжения;
- ежегодная потребность в инвестициях в коммунальную инфраструктуру – не менее 500 млрд. руб. (реально, по словам министра М.Меня, в 2014 г. достигнут уровень 188 млрд. руб.).
Управление МКД: «старшим - горбушки, остальным – тоже по справедливости!»
Здесь в качестве цели государственной политики продекларировано «повышение уровня удовлетворенности граждан качеством и стоимостью услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД», т.е. чисто субъективный показатель. Как его предполагается измерить? Видимо, с помощью тех же соцопросов ВЦИОМ. Уже по одному этому видно, что авторы Стратегии-2020 всячески стараются уйти от объективной оценки результатов своей деятельности - в роли руководителей отрасли.
Для достижение декларируемой цели нужно решить две задачи: задача №1- обеспечить профессиональное управление МКД. Разумеется, с помощью лицензирования, которое «позволит освободить рынок от недобросовестных управляющих организаций, повысить их ответственность за качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а также предоставит собственникам помещений в МКД реальные инструменты воздействия на управляющие организации, осуществляющие свою деятельность с нарушением действующего законодательства, прав и законных интересов граждан» - непонятно только одно: почему нигде в мире этот «чудо-инструмент» к сфере управления жильём не применяется? Что касается его сверхкоррупционности, проявившейся буквально с первых же шагов (см. статьи на стр. настоящего выпуска журнала) – этого авторы изо всех сил стараются не замечать.
Задача №2 – «сформировать ответственных и активных собственников помещений в МКД, выступающих квалифицированными заказчиками услуг ЖКХ», что «будет обеспечено за счет проведения информационной компании по повышению информирования жителей МКД об их правах и обязанностях и упрощена координация действий за счет расширения форм проведения общих собраний собственников…» - 10 лет формировали-формировали эффективных собственников, но так и не сформировали. Основная масса россиян эту роль успешно саботируют, а те несколько процентов, кто принял навязанные им «правила игры» и создал жилищное объединение собственников, балансируют на грани выживания. Остаётся этот увлекательный процесс продолжить. Разумеется, с теми же негодными средствами. Даже и не пытаясь задать себе вопрос: почему десятилетие прошло впустую? Что же касается реального инструмента развития «чувства хозяина», доказавшего свою эффективность даже в нынешних «антисанитарных» условиях (думаю, читатель догадался, что речь о наших ТСЖ и ЖСК) – об этом не сказано ни слова. Как будто жилищных объединений и нет в природе.Дальше следует уже откровенная белиберда: «к 2016 году будут определены показатели, характеризующие качество обслуживания потребителей, и организованы периодические исследования в области оценки удовлетворенности потребителей уровнем обслуживания и качеством услуг в сфере управления МКД, …будут расширяться полномочия советов МКД…, будет создан институт профессиональных управляющих, задачей которых является защита интересов жителей…» - что за таинственный институт «профессиональных управляющих»? откуда он возьмётся?
По поводу ветхих (но не аварийных) домов сказано следующее:
«Для развития системы управления МКД с высоким уровнем износа потребуется создание специальной модели отношений, основанной на государственной или муниципальной форме собственности организаций, которые будут привлекаться к осуществлению деятельности по управлению МКД, а также предусматривающей возможность установления особых требований к качеству жилищно-коммунальных услуг» - здесь перед нами встаёт образ домов-трущоб, где жителям нечего рассчитывать на предоставление услуг надлежащего качества, «рулить» таким жильём будут, естественно, чиновники, но уже без какой-либо ответственности за итоги «рулёжки». - Россия не Америка, но всё же и не Гондурас, узаконивать в нашем климате подобные «фавелы» - это, согласитесь, опасный путь.
Капитальный ремонт: «обещать - не значит жениться»
В разделе, посвящённом капремонту общего имущества МКД, речь идёт исключительно об «общем котле». Хотя уже сейчас «там, наверху» слышны более трезвые голоса.
Глава МинстройЖКХ М.Мень: «В перспективе мы видим переход к индивидуальным счетам дома, это более честно и более прозрачно…»
Директор столичного Фонда капремонта А.Кескинов: «Само существование Фонда будет ограничено по времени. Потому что разумные люди, оценивая состояние своего жилья, должны будут выбрать специальный счет. А Фонд – это как подушка безопасности для тех, кто еще не определился…»
А вот в Стратегии-2020 слово «спецсчёт» не упоминается ни разу. Это, согласитесь, о многом говорит…О «пирамидальности» схемы «общего котла» авторы высказались весьма деликатно: «Основным риском функционирования системы капитального ремонта МКД является ее возможная финансовая несбалансированность» - ну, и как с этим быть? Оказывается, «во избежание формирования у региональных фондов капитального ремонта дефицита и необеспеченных обязательств, федеральными органами исполнительной власти будет осуществляться мониторинг финансовой устойчивости региональных операторов…» - вряд ли этот «детский лепет» вызовет умиление у читателя, помнящего о судьбе накоплений граждан в 90-х годах.
О необходимости кредитования капремонта и его господдержке - в виде субсидирования процентной ставки и части кредита - в разделе упоминается. Правда, обещания на эту тему звучат прямо-таки издевательски: «в 2015 г. Правительством РФ будет продолжена разработка и развитие механизмов кредитования капитального ремонта МКД» - и что: так каждый год, до 2020 г.?
Откуда нищие муниципалитеты возьмут деньги на строительство МКД для некоммерческого найма? Им дадут кредиты на срок 15-30 лет с процентной ставкой не более 3%. Кто даст и как будут обеспечены эти кредиты и ставки - не сказано.
Вместо объективных показателей-индикаторов эффективности реновации жилья в тексте присутствует лишь дежурная фраза о «недопущении роста объема аварийного жилищного фонда».
Слова, слова, слова
Остальные разделы Стратегии-2020 выдержаны примерно в том же духе. В частности, в отношении коммунальных услуг тепло- и водоснабжения, водоотведения (электроснабжение и газоснабжение в документе почему-то не рассматриваются) и обращения с ТБО (которые с 1 января 2016 г. опять возвращаются в разряд коммунальных услуг) авторы Стратегии-2020 предполагают, что перехода на долгосрочные тарифы и внедрения концессионных соглашений будет достаточно, чтобы привлечь инвестиции, необходимые для модернизации инфраструктуры. На чём основана такая уверенность, каким образом инвестор вернёт свои деньги без существенного повышения платы потребителей за ресурсы – авторы Стратегии-2020 скромно умалчивают.
Что касается похоронного дела – тут наши «государственные мужи» впервые за много лет декларируют намерение навести в этой жизненно необходимой стороне человеческой деятельности хотя бы относительный порядок. А что получится в итоге – Бог знает, большие деньги, которые здесь крутятся, способны «похоронить» любые благие намерения.
В отношении прочих сегментов ЖКХ картина куда более определённая. И, к сожалению, ничего обнадёживающего в ней нет: авторы либо делают ставку на то, что уже показало свою бесперспективность, либо ограничиваются ни к чему не обязывающими общими словами: повышать, укреплять, совершенствовать.
Обойдемся без конкретики
И в этом смысле Стратегия-2020 - это даже не один, а два шага назад по сравнению со своей предшественницей – Концепцией ФЦП «Комплексная программа модернизации и развития ЖКХ на 2010-2020 г.г.». Эта Концепция была разработана Минрегионом при министре Басаргине и утверждена постановлением Правительства РФ №102-р от 2 февраля 2010 г. Правда, до самой программы дело не дошло, более того, в августе 2012 г. по необъявленным причинам 102-е постановление было отменено.
Но там хотя бы присутствовали объективные целевые показатели-индикаторы достигнутого уровня развития ЖКХ. По которым можно судить, в какой мере удалось добиться, чего хотелось. И был прогноз финансового обеспечения. А здесь и этого нет.
Например, целевые показатели-индикаторы эффективности капремонта в Стратегии-2020: % собираемости взносов собственников и % выполнения региональных программ ремонта МКД - поражают своей «святой простотой» пополам с формализмом. Дескать, ну, чего ж вы хотите, сколько собрали, на столько и наремонтировали…
Хотя даже в отвергнутой Концепции-2010 использовались куда более информативные и объективные величины: % МКД с износом от 31 до 65%, и с износом больше 65%. Например, в отношении последнего показателя планировалась такая динамика: 2008 г. - 4.1%, 2010 г. – 3.9%, 2012 г. - 3.6%, 2015г. – 2.1%, 2020 г. – 0. Эти планы остались на бумаге. Вернее, даже на бумаге не остались…
Как выдать карася за порося
Мораль: предлагаемая Стратегия-2020, уж простите, не «тянет» даже на тактику, авторы фактически пытаются выдать за среднесрочные прогнозы и программы просто-напросто компиляцию из законопроектов 2014-15 г. (дальше заглянуть они не смогли или не захотели), разбавленную ни к чему не обязывающими общими словами и туманно-глубокомысленными намёками. Например, на «специальные финансовые инструменты, позволяющие финансировать работы на принципах энергетического сервиса». Т.е. перед нами обычная чиновничья «отписка», общепринятая в этой среде «имитация бурной деятельности».
Разумеется, дальнейшее развитие отрасли будет идти, но, скорее всего, не совсем так (или совсем не так), как описано в проекте. Хотя некоторый свет на умонастроения и намерения правящего истэблишмента (к примеру, в отношении ветхого и аварийного жилья) этот документ проливает. Но эти намерения, согласитесь, мало радуют. Как и тот факт, что жилищным объединениям собственников места в Стратегии-2020 места не нашлось.
Георгий Гаевой