Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В конце 2014 г. Ассоциация содействия ТСЖ, ЖСК, ЖК на нескольких форумах, например, 24 декабря на общественных слушаниях в ОП РФ представила свой новый проект. На первый взгляд, он посвящен энергосбережению в многоквартирных домах (МКД), но вникнув поглубже, понимаешь, что постановленные задачи гораздо серьезнее и масштабнее сиюминутной экономии в отдельно взятом доме.
Диагноз: энергетический перекос
Как родился этот проект? Примерно 8-10-кратный рост затрат населения России на оплату услуг ЖКХ при незначительном улучшении качества услуг – это не единственный итог реформирования отрасли за прошедшее десятилетие. Есть и другие – не менее значимые последствия. Анализ структуры расходов ТСЖ, ЖСК, ЖК в их динамике показал, что опережающими темпами росла стоимость именно коммунальных услуг: если 10 лет назад в наших платежках соотношение между затратами на жилищные и коммунальные услуги было примерно 35% на 65%, то сейчас – 19% на 81%, т.е. примерно 1:4. Для схожих по климатическим условиям зарубежных стран характерно другое соотношение: 50% на 50%, т.е. там люди тратят на сохранение и улучшение характеристик своего дома гораздо больше денег, чем мы. Причём, цена большинства ресурсов в России ниже, чем в этих странах, но потребные расходы выше, так что общая стоимость энергоресурсобеспечения среднего домохозяйства оказываются у них и у нас сопоставимыми. Чего, увы, нельзя сказать о доходах населения.
В затратах на коммунальные услуги львиную долю (48% из 81%) составляют затраты на тепло: отопление и горячую воду.
Этот процесс: доминирования в квитанции счетов за энергоресурсы продолжается и поныне. Все последние годы мы наблюдаем процесс искусственного сдерживания властями роста платежей населения – причём, именно за счёт жилищной составляющей. В результате с течением времени в бюджете жилищного объединения денег на содержание и ремонт МКД остается все меньше и меньше, что не способствует сохранности домов. Разумеется, это относится не только к ТСЖ, ЖСК, ЖК, из-за вызванного нехваткой средств хронического «недоремонта» уже более 60% МКД страны требуют капитального ремонта и модернизации, около 15 % – имеют признаки аварийного жилья, а значит, нуждаются в сносе и расселении жителей в новые дома.
Что делать, чем парировать столь явный «перекос»? Напрашивается ответ: энергосбережение. Однако в сложившейся практике энергосбережения пока что преобладают меры, направленные на экономию электроэнергии в местах общего пользования. А доля электроэнергии в общем платеже, как мы выяснили, невелика: 9%. Поэтому мы пришли к выводу, что усилия, в первую очередь, надо сосредоточить на том, чтобы избежать переплат за тепло.
Холодно, холодно… Горячо!
Что эти переплаты имеют место, свидетельствует, например, тот факт, что после повсеместной установки приборов учёта (ПУ) в ряде регионов (в частности, в Москве и Московской области) заметно снизилось потребление только холодной воды. А потребление горячей воды, если и уменьшилось, то незначительно. Потребление тепла, наоборот, возросло. Ибо, как только РСО переходит от расчётов по нормативу (особенно сильно завышенному, как в Москве) к расчётам за реальное потребление, ее выручка резко падает. Как быть? Подавать ресурса как можно больше! Что она и делает.
Если 5-8 лет назад в начале отопительного сезона преобладали жалобы типа: скорей затопите, а то холодно! То теперь нечто подобное бывает только при серьезных авариях. Все остальное время МОЭК топит московские дома по максимуму: когда надо и когда не надо. А мы вынуждены это избыточное тепло оплачивать.
Для горячей воды есть свои хитрости: чем ниже температура подаваемой воды, тем больше она расходуется. А значит и больше оплачивается. Тут, правда, есть ограничения «снизу», но многие РСО по мере возможности стараются подать в МКД как можно больше воды с возможно более низкой температурой: чтобы выжать из этого для себя как можно больше денег.
Таким образом, приходится констатировать не только отсутствие у РСО заинтересованности в экономии энергоресурсов, но и прямую заинтересованность в обратном: продать их как можно больше.
И, как правило, это ей удаётся, ибо прибор учёта сам по себе ничего не экономит, он лишь фиксирует потребление. Экономить могут потребители. Но для этого они должны кое-чему научиться: во-первых, контролировать качество поданных ресурсов, а во-вторых, рассчитываться с поставщиком с учетом результатов этого контроля. Но задача наладить расчёты за энергоресурсы с учётом их качества настолько непроста, что неорганизованным потребителям она обычно не под силу.
Действия же организованных потребителей в направлении экономии, как показывает опыт, не могут не встретить яростного сопротивления со стороны РСО, ведь мы замахиваемся на самое для них «святое»: трубу с краном. Преодолеть это сопротивление нам помогут «волшебные слова».
Покупатель всегда прав
Первое из них – это то, что мы выражаем позицию массового потребителя, который, в конечном итоге, оплачивает все, что производит ЖКХ. Не учитывать точку зрения потребителя, кровно заинтересованного в снижении своих платежей, сейчас уже просто невозможно. Иначе, как говорится, возможны последствия.
Для председателей ТСЖ, ЖСК, ЖК важно отметить то, что снижение платежей за энергоресурсы позволяет им сразу же высвободить средства для ремонта МКД и решения других насущных задач, до которых прежде руки не доходили.
Не только своя шерсть, но и государственная
«Волшебное слово» № 2 связано с тем фактом, что мы экономим не только деньги населения, но и бюджетные средства. Ибо термин «переплата за тепло» касается не только граждан-жителей МКД, но и бюджетов всех уровней: федерального, региональных и местных.
Какие расходы имеются в виду? Это:
- различные льготы, субсидии, дотации различным категориям населения (всего их 54 вида);
- возмещение межтарифной разницы между тарифами для населения и организаций;
- субсидии на возмещение выпадающих доходов, когда регулятор устанавливает цену на ресурсы ниже экономически обоснованного значения.
В частности, для Москвы мы установили, что в каждом 1 рубле, переплаченном МОЭК за тепло, примерно 40 копеек составляют бюджетные деньги. В других местах соотношение, возможно, будет иным, но всё равно: чем больше денег граждане тратят на оплату коммунальных услуг – тем больше финансовая нагрузка на бюджеты.
Эти средства просто идут в «карман» РСО, хотя у бюджетных денег есть и другое, гораздо более продуктивное, на наш взгляд, применение. Прежде всего – исполнение социальных обязательств государства: по капитальному ремонту, модернизации коммунальных сетей и т.д. Когда об этом встаёт вопрос, администрации частенько разводит руками: а что мы можем сделать, денег нет… А деньги – вот они.
Тот, кто нам мешает – нам поможет
Поэтому когда мы предлагаем меры экономии – это должно находить поддержку не только у населения, но и у тех сотрудников администрации, кто озабочен рациональным использованием бюджетных денег, а значит, расширением своих возможностей по улучшению ситуации в городе, регионе и т.д.
Таким образом, мы можем рассчитывать на определённое понимание и поддержку со стороны чиновников. Даже тех, которые прежде относились к нам совсем по-другому, воспринимали как неких мечтателей-идеалистов, а то и вообще «городских сумасшедших».
Третье «волшебное слово» – это позиция Минэкономразвития, которое, оценив масштаб, социальную направленность и общественную значимость наших предложений, решило поддержать их грантом. Тем самым «наверху» официально признано, что наш проект направлен на достижение общественного блага и имеет общегосударственное значение.
Это тоже немаловажный фактор.
Энергосервис – традиционный и нетрадиционный
Предлагаемый нами подход несколько отличается от традиционного энергосервиса, который активно сейчас продвигают, например, в Москве сотрудники Аналитического центра при правительстве России.
Традиционный энергосервис предполагает некую целевую модернизацию МКД, улучшающую его теплотехнические характеристики (к примеру, утепление фасада) и позволяющую достичь регулярной экономии тепла, а значит, и денег. Эти деньги и возмещают потом первоначальные затраты на модернизацию. – Мы же сосредоточены, в основном, на тех мероприятиях, которые должны ПРЕДШЕСТВОВАТЬ модернизации. Ибо теплотехническая модернизация, во-первых, показана далеко не каждому дому, а во-вторых, это достаточно дорогое «удовольствие». Во многих случаях достаточно устранить нарушения качества поставки энергоресурсов, которые допускают РСО – и это даст столь заметный эффект, что до модернизации дело не дойдет. Или, наоборот, высвободившееся в результате экономии денежные средства как раз и можно будет пустить на серьёзную теплотехническую модернизацию МКД.
В любом случае, приняв решение идти по этому пути, надо начинать с установки в доме приборов учёта энергоресурсов, налаживания регулярной регистрации (и накопления) их показаний и освоения методов контроля качества поставляемых ресурсов. Это необходимое условие экономии.
Исполнительный директор Ассоциация содействия ТСЖ, ЖСК, ЖК Евгения Юнисова