Энергосервис станет доступнее (часть 2)

Аналитический центр при Правительстве РФ (см. http://ac.gov.ru) проанализировал наиболее явные недостатки законов и постановлений, тормозящие внедрения энергосервисных контрактов, и довели дело до подготовки конкретных предложений

Предложение Аналитического центра (№ 2):

Установить кворум принятия решения о заключении энергосервисного договора (а также об установлении в нём порядка определения размера платы за все или некоторые коммунальные услуги) в размере 50% от общего количества голосов собственников в МКД.3. Необходимость подписания энергосервисного договора с каждым собственником помещений в МКДЕсли стороной по энергосервисному договору выступают собственники помещений в МКД, энергосервисная компания обязана подписать договор с каждым из собственников. Ясно, что это трудно реализуемая задача. Как и выдача всеми собственниками доверенностей одному лицу.

Предложение Аналитического центра (№ 3 см. п.4)

4. Отсутствие права на основании общего собрания собственников помещений в МКД устанавливать порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.Согласно ст. 12 ЖК РФ установление порядка расчета размера платы за коммунальные услуги относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Вместе с тем, для корректного определения размера платы за энергосервисные услуги зачастую необходим расчет размера платы за коммунальные услуги, исходя из значений базового периода, то есть в порядке, не соответствующем действующему сейчас порядку расчета размера платы за коммунальные услуги («Правила предоставления коммунальных услуг собственникам…» № 354).

Предложение Аналитического центра (№ 4 по п.3 и 4):

Наиболее оптимальным - и для собственников, и для энергосервисной компании - вариантом является договор, по которому от имени собственников помещений в МКД и в их интересах действует УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК. Это не только избавляет энергосервисную компанию от необходимости подписания договора с каждым собственником помещений в МКД, но и обеспечивает ее взаимодействие с представителями специализированной жилищной организации, а не напрямую с собственниками. С другой стороны – в случае смены управляющей организации или способа управления МКД, энергосервисный договор, заключенный от имени и в интересах собственников, сохранит силу и не будет досрочно расторгнут по этой причине.

Предлагается наделить общее собрание собственников помещений в МКД правом на принятие решений об определении лиц, уполномоченных без доверенности от имени собственников на заключение энергосервисных договоров на условиях, определенных решением общего собрания. По аналогии с возможностью делегировать полномочия от имени собственников на заключение договоров об использовании общего имущества МКД (пункт 3.1 части 2 статьи 44ЖК РФ).

5. Отсутствие в федеральных и региональных нормативных правовых актах условий о предоставлении мер социальной поддержки (льгот и субсидий) на экономию по оплате коммунальных услуг, возникающую в результате реализации энергосервисных мероприятий.При возникновении экономии в результате реализации энергосервисного договора у собственника помещения в МКД, получающего льготу или субсидию, размер платежа за коммунальные ресурсы будет уменьшаться. Но во время действия энергосервисного договора у него будут возникать обязательства по его оплате, которые не охватываются существующими льготами и субсидиями. Это может привести к временному возрастанию общего платежа, что чисто психологически может отпугнуть некоторых собственников от заключения энергосервисных договоров.

Предложение Аналитического центра (№ 5):

Расширить сферу действия нормативных правовых актов, устанавливающих льготы и субсидии по оплате услуг ЖКХ, на оплату энергосервисных договоров.

К увеличению общего размера субсидий и льгот это привести не может, так как плата за энергосервисные услуги не может превышать размера достигнутой экономии. А после истечения срока действия энергосервисного договора размер предоставляемых гражданам мер социальной поддержки уменьшится за счет экономии коммунальных ресурсов.

 

6. Отсутствие в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги энергосервисных услуг

Пункты 1 – 2 статьи 154 ЖК РФ содержат закрытый перечень услуг, плата за которые вносится в качестве платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Принятие решения на общем собрании собственников о заключении энергосервисного договора и о внесении платы по указанному договору может распространяться только на собственников помещений в МКД. Таким образом, наниматели жилых помещений пользуются всеми благами, получаемыми вследствие реализации энергосервисных мероприятий (снижение размера платы за коммунальные услуги, комфортное проживание, модернизация МКД и пр.), однако выставление таким нанимателям счетов на оплату энергосервисных услуг в рамках действующего законодательства неправомерно.

Предложение Аналитического центра (№ 6):

Внести изменения в статью 154 ЖК РФ, обязывающие собственников и нанимателей помещений в МКД - в случае принятия собранием собственников в установленном порядке решения о заключении энергосервисного договора - вносить плату за энергосервисные услуги. Это также создаст условия для распространения мер социальной поддержки (льгот и субсидий) на оплату энергосервисных договоров в МКД.

Материал подготовил Валерий Лобов