Энергосервис станет доступнее (часть 1)

Аналитический центр при Правительстве РФ (см. http://ac.gov.ru) проанализировал наиболее явные недостатки законов и постановлений, тормозящие внедрения энергосервисных контрактов, и довели дело до подготовки конкретных предложений

Это, в частности: – законопроект, предусматривающий внесение изменений в ЖК РФ и другие законодательные акты;- проект изменений в постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

На состоявшимся 20 января 2015 г. «круглом столе» по теме «Совершенствование государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг в жилищном фонде» большинство предложенных поправок в законодательство не вызвало нареканий со стороны экспертного сообщества.

Основная дискуссия развернулась по вопросу: должны ли энергосервисные услуги в ЕПД стоять отдельной строкой или быть в составе другой услуги? По своей сути энергосервис занимает промежуточное место между жилищными и коммунальными услугами. По мнению исполнительного директора Ассоциации поддержки ТСЖ и ЖСК Евгении Юнисовой, логичнее всего занести эту услугу в графу «капитальный ремонт».

Кроме того, Е.Юнисова заявила, что пришло время пересмотреть договорные отношения в сфере ЖКХ - в сторону равноправия их участников, чтобы РСО было невыгодно поставлять некачественные услуги и производить действия, ведущие к повышению их стоимости. По мнению руководителя Дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра Марии Шилиной, это предложение в текущих условиях «инновационно» и прийти к нему нужно постепенно, по мере решения «острых проблем».

Предлагаем вниманию наших читателей выдержки из меморандума, подготовленного экспертами Аналитического центра к обсуждения на «круглом столе».

Введение

Основными нормативными документами, регулирующими отношения в сфере энергосбережения и энергоэффективности в МКД, являются федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» и «Правила содержания общего имущества в МКД», утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (ППРФ-491). В частности, они ограничивают круг исполнителей по энергосервисному договору и обязывают оплачивать энергосервисные услуги отдельно от платы за услуги ЖКХ. ППРФ-491 содержат ряд существенных условий энергосервисного договора, по которым должно быть принято решение общего собрания собственников: величина экономии ресурсов и срок, необходимый для ее достижения; цена договора и порядок его оплаты; срок действия договора. Частично эти документы дублируются и уточняются «Примерными условиями энергосервисного договора…», утвержденными приказом Минрегиона РФ от 27 июня 2012 г. № 252, которые носят рекомендательный характер.

Отсутствие упоминания об энергосервисе в ЖК РФ, обязанность вносить плату за энергосервисные услуги отдельно от жилищных и коммунальных услуг и т.д. вызывают затруднения в реализации на практике энергосервисных договоров в МКД.

Барьеры в области оказания энергосервисных услуг в жилищном фонде и предложения по их устранению1. Отсутствие правопреемственности по энергосервисным договорам

Для реализации энергосервисных мероприятий и возврата инвестиций энергосервисной компании в указанные мероприятия, требуется длительное время. При этом согласно ППРФ-491 на стороне заказчика по энергосервисному договору может выступать либо организация, осуществляющая управление МКД, либо собственники помещений в МКД.

В первом случае при расторжении договора управления с собственниками помещений в МКД или изменении способа управления МКД энергосервисный договор необходимо расторгнуть, так как на стороне заказчика по договору будет выступать организация, которая не имеет уже никакого отношения к МКД. Во втором случае при переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику он не будет отвечать по обязательствам, возникшим из энергосервисных договоров, заключенных в отношении МКД, до продажи помещения.

Предложение Аналитического центра (№ 1):

При переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику должны переходить обязательства предыдущего собственника по оплате расходов по ранее заключённому энергосервисному договору

2.Отсутствие однозначного понимания, какое количество голосов собственников помещений в МКД необходимо для принятия решения о заключении энергосервисного договора

Мнения экспертов о том, какое количество голосов собственников (25%, 50%, 2/3) необходимо для принятия решения о проведении теплотехнической модернизации общего имущества МКД, например, об установке автоматизированных узлов управления тепловой энергией по температуре наружного воздуха (далее - АУУ), расходятся.Согласно п. 6 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», это относится к капитальному ремонту МКД, а значит, решение принимается 2/3 голосов собственников. Но есть мнение, что если мероприятия по установке АУУ проводятся не в рамках закона № 185-ФЗ, то решение должно приниматься простым большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании, т.е. более 25%.К тому же действующая в настоящее время редакция части 4 статьи 19 «Закона об энергосбережении…» ставит в тупик даже опытных экспертов в сфере ЖКХ:

«4. В случае заключения энергосервисного договора (контракта) с лицом, которое ответственно за содержание многоквартирного дома и которому собственниками помещений в многоквартирном доме переданы полномочия на заключение и исполнение энергосервисного договора (контракта), такое лицо вправе принимать на себя по энергосервисному договору (контракту) обязательства, для надлежащего исполнения которых собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо совершать действия только при наличии в письменной форме согласия на их совершение каждого собственника помещения в многоквартирном доме, которому эти действия необходимо совершить. В противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным…»Непонятно, в каких случаях и на совершение каких действий необходимо получить письменное согласие КАЖДОГО собственника. Все это заставляет некоторых экспертов делать вывод, что для заключения энергосервисного договора необходимо получить положительное решение от 100% собственников помещений в МКД.

Материал подготовил Валерий Лобов