Что думают о Государственной информационной системе ЖКХ люди «наверху»

 

 

 

15-16 октября 2014 г. в Москве прошла II конференция «Информационные системы и технологии в ЖКХ» (сокращенно – ИНФОТЕХ. ЖКХ-2014). Она показала, что ГИС ЖКХ уже на пороге, и, если она будет реализована в том виде, как это сейчас декларируется, то многое из того, что сейчас является тайным, станет явным

Открытость + Прозрачность = Инвестиции?

Официальная точка зрения на конференции, как и следовало ожидать, была супероптимистична.

Директор Департамента ЖКХ Минстроя РФ Оксана Демченко:

«Минстрой России уже провел огромную работу по созданию качественного и понятного законодательства для дальнейшего развития отрасли, и в настоящее время приоритетной для себя задачей считает привлечение инвесторов в сферу ЖКХ. Создание системы ГИС ЖКХ позволит повысить прозрачность отрасли - как для потребителей, так и для игроков рынка, потенциальных инвесторов. Благодаря системе увеличится открытость компаний, работающих в ЖКХ, что будет способствовать привлечению инвестиций. Я уверена, что появление такой мощной информационной системы позволит сделать отрасли ЖКХ новый рывок в развитии».

Однако дискуссия показала, что с «качественным и понятным» законодательством не всё так просто. Да и в отношении ГИС множество вопросов пока остаются открытыми. Прежде всего – вопрос о границах ответственности поставщиков: кто какую информацию должен будет загружать в систему? - В законе об этом сказано лишь в самых общих выражениях. А подзаконный акт с нужной конкретизацией пока в области обещаний.

Другой вопрос: к каким сведениям будут допущены разные категории пользователей? Ведь понятно, что всеобщая открытость и полная прозрачность на практике недостижимы. Конечно, в системе будет какая-то иерархия доступа к разным массивам данных. Но какая? Вот что нужно обсуждать, пока не поздно.

Провозглашённая бесплатность поставки и пользования информацией тоже вызывает не столько восторг, сколько сомнения. Ведь мы же знаем, где бывает бесплатный сыр. И что такое сейчас бесплатное образование и бесплатная медицина.

«Ой, теперь он и тебя посчитал!»

У айтишнииков (от английского IT – информационные технологии) - свои задачи, планы и заботы.

Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев:

«Задача ГИС ЖКХ - в том, чтобы не спрашивать у мэра или губернатора: что у вас происходит в ЖКХ – а просто зайти на сайт и увидеть всю картину. Как это уже сделано для госзакупок…

Что получат граждане от ГИС ЖКХ? Информацию о своих начислениях. О своей УО, о её доходах и расходах. Возможность в автоматическом режиме подавать жалобы, причём реестр прохождения жалобы вверх по инстанциям: УО, жилинспекция, прокуратура и т.д. – тоже будет формироваться автоматически, вся переписка с гражданином будет в его личном кабинете. Конечно, многие будут пользоваться электронным голосованием. Расширятся возможности оплаты, конкуренция между разными банками и платёжными системами благоприятно скажется на размере комиссии. Будут социальные сети и домовые форумы, где люди будут выставлять рейтинг разным УО. Как сейчас, готовясь в турпоездку, мы смотрим рейтинги отелей и отзывы клиентов, то же самое будет и в отношении УО.

Какие «плюсы» от ГИС ЖКХ будут у УО? Однократность ввода информации, упрощение отчётности. Мы постараемся максимально использовать то, что было собрано по постановлению № 1468, хотя, к сожалению, эти сведения прямо положить в ГИС нельзя, ибо они подавалась без нормативных справочников, об одном и том же люди писали пятью разными способами, друг с другом ничего не стыкуется… Ещё мы планируем резко сократить объём отчётности, ибо многие поля в форме 1468-го постановления оказались никому не нужны. Большинство полей будет заполняться автоматически, из уже имеющихся сведений. Так что участникам рынка придётся давать лишь минимум информации…

Сейчас мы вместе с Минстроем готовим приказы, которые надо выпустить в соответствии с законами № 209-ФЗ и 263-ФЗ. К 1 марта 2015 г. мы должны - на основе пилотных проектов в Тульской и Ивановской областях – апробировать свои программные продукты и довести их до использования в большем масштабе. А до 1 июня 2015 г. мы уже планируем заключить со всеми субъектами федерации соглашения об опытной эксплуатации на их территории ГИС ЖКХ.

Выходит, до близкого знакомства с системой осталось всего ничего. Но… Программы уже проходят «обкатку», ГИС ЖКХ, можно сказать, на пороге, а многие организационно-правовые вопросы так и не решены. Или решены, но пока не обнародованы? А как же «прозрачность?» Правда, на конференции прозвучали обещания выпустить нужные правовые акты к 1 декабря, но…

Информационный «дамоклов меч»

Ведь чего боятся люди? Например:

– что придётся выставить на всеобщее обозрение то, что раскрывать не хотелось бы, например, персональные данные, которые присутствуют в протоколах собраний;

– что информация в системе (или на пути к ней) будет теряться, а штрафовать будут поставщика;

– что поставка данных о себе и их регулярное обновление потребует от малого бизнеса, а также ТСЖ, ЖСК, ЖК неоправданных (а то и просто непосильных) затрат на услуги квалифицированных программистов, а взамен люди получат пшик, ведь для персональных кабинетов не нужно создавать ГИС ЖКХ в общероссийском масштабе.

Юрий Полонский