Готовность «минус один»

 

 

Время показало колоссальную «сырость» принятого год назад закона о региональном капремонте и тотальную неготовность к его реализации

«Хватай мешки – вокзал отходит!»

Пришла зима и региональный капремонт (он теперь становится обязательным и будет проводиться на деньги граждан, а не бюджета) придвинулся к нам вплотную. Сроки жёсткие: до 31 декабря 2013 г. должна быть принята региональная программа капремонта, после этого два месяца даются собственникам, чтобы принять решение о способе формирования фонда капремонта своего дома, размере взносов и т.д., а ещё через два месяца (т.е. с 1 мая 2014 г.) в наших почтовых ящиках могут появиться квитанции с требованием уплаты взносов на капремонт. Готовы ли к этому основные «игроки» рынка услуг ЖКХ: власть, бизнес, население? – этот вопрос стал темой «круглого стола», который прошёл 26 декабря в Общественном Совете по вопросам ЖКХ города Жуковский.

Правда, буквально накануне СМИ сообщили, что очередные поправки в ЖК РФ, принятые в «пожарном порядке» Госдумой, несколько отодвинули «час Х»: 2 месяца заменились на 6 месяцев, а 4 – на 8, т.е. квитанции могут придти к нам 1 сентября. Кроме того, выяснилось, что областная программа капремонта возвращена на доработку, и её выход ожидается не раньше февраля. Впрочем, это сути дела не меняет, полгода пролетят, не заметишь

Первое, что должны сделать собственники – это решить вопрос о том, где будут накапливаться их взносы на КР, поговорим о спецсчетах. Тут есть одно обстоятельство: «размытые» формулировки 271-го закона у многих оставляют впечатление, что спецсчёт могут открыть только ТСЖ и ЖСК. На самом деле это не так: собственники, которые не хотят, чтобы их деньги попали в «общий котёл», могут открыть свой автономный спецсчёт, которым будут распоряжаться они и только они, ПРИ ЛЮБОМ СПОСОБЕ УПРАВЛЕНИЯ. Если в доме есть ЖСК или ТСЖ, естественно воспользоваться счётами этого жилищного объединения, при двух других способах управления - счётами регионального оператора. Он будет считаться владельцем счёта, но все операции с ним будут производиться только по решению общего собрания собственников.

По закону открыть спецсчёт могут ТСЖ, ЖСК (и в этом случае они сами будут распоряжаться своими деньгами) или собственники – у регионального оператора, при этом владельцем счёта (подчеркнём, не собственником, а владельцем) будет считаться оператор, а распоряжаться деньгами будет доверенное лицо собственников - на основании решения общего собрания. Представит такое лицо оператору протокол собрания с соответствующим решением, договор и акт приёмки работ – и банк оплатит счёт. Так говорит закон, ну, а что будет в жизни – посмотрим.

«О бедном гусаре замолвите слово…»

Особенность этого обязательного капремонта - в том, что роль УК близка к нулю, у управдомов нет никаких прямых полномочий ни по сбору взносов, ни по организации работ. Но есть «окольные» пути, которыми можно воспользоваться. К обоюдной выгоде – своей и собственников. Ведь механизм прежнего капремонта – необязательного, по решению собственников – никто не отменял, жители дома, уплачивая взносы на будущий «гипотетический» ремонт, параллельно могут, договорившись со своей УК, собрать деньги и провести часть ремонтных работ досрочно. Получив отчёт о сделанных работах, оператор должен вычеркнуть их из программы капремонта и уменьшить на соответствующую сумму взносы собственников. Такой «зачёт» возможен.

Ели в оговоренные сроки решение о спецсчёте собственниками не будет принято, то взносы – по решению местных властей – уходят в «общий котёл». Получается, у людей появляется дополнительный стимул создавать ТСЖ …

По рифам и мелям» (от редакции)

Самый очевидный вывод: нынешняя, как будто нарочно «затуманенная» редакция ст.175 ЖК РФ «Специальный счёт». Если её срочно не исправить, ещё много бед наделает в нашем ЖКХ... Второй по значимости «подводный камень»: столь же очевидно «выпирающий» из раздела IX ЖК РФ: во всём мире в такой ситуации, как сложилась у нас, в России, капремонт либо вообще не делают, старые дома просто сносят и строят новые, либо делают в кредит: ясное дело, постройки советского времени не могут ждать по 20-30 лет, пока на спецсчёте накопятся нужные суммы. А у нас ответственные собственники, выбравшие спецсчёт, рискуют остаться один на один со своим (на глазах разрушающимся!) домом. Об их кредитовании в законе нет ни слова, этим хлопотным делом государство заниматься и не думает, бросая своих граждан на произвол судьбы. Достойно ли это? Другая категория собственников, которая предпочтёт «отдаться» на добрую волю регионального оператора, получит из «общего котла» недостающие деньги взаймы, но… Заплатить за это придётся дорогую цену: полная утрата контроля за результатами ремонта. Выбирайте, уважаемые россияне, или-или, третьего не дано!

«Камень номер три»: ликвидацию «недоремонта» старых домов, не сделанного Государством, придётся оплачивать жителям новостроек. Причём, их согласия – кредитовать своих сограждан – никто не спрашивает, людей просто ставят перед фактом: платите, а ремонт получите… м-м-м, ближе к середине века, когда эмир преставится, а ишак сдохнет. Т.е. предложенная россиянам система капремонта имеет явные признаки «финансовой пирамиды». А они, как известно, имеют свойство рушиться. В самый неподходящий момент.

Четвёртый «камень» связан с тем фактом, что если крыша потечёт, не дождавшись установленного срока, чинить её придётся за отдельные деньги, которые собственникам придётся собирать параллельно с уплатой взносов, со своего счёта взять их можно будет только «задним числом». И если на то будет согласие регионального оператора. Иначе что? Суд? Это за свои-то деньги? Этот «чёрный список» можно продолжать и продолжать. Но и так уже понятно, что деньги на капремонт, разумеется, копить надо. Но, конечно, не так, как предписано этим непродуманным, мягко говоря, законом: главное – собрать по 7.30 руб./кв. м, а дальше – уж как получится… Законодатель, ау!

Ю.Полонский