Революция в отношениях или как вернуться в правовое поле

Чтобы найти общие ответы на частные вопросы реформы ЖКХ, власти, бизнесу и общественности надо чаще встречаться

Сразу после выборов взгляды жуковчан обратились к новому главе города. Одним из первых в его адрес высказался правозащитник Ю.Лапин. Он обнародовал открытое письмо А.Войтюку, в котором призвал новую администрацию навести порядок в управлении бывшим муниципальным жилищным фондом. В частности, обеспечить:

– создание Советов многоквартирных домов (МКД);

– проверку исполнения договоров управления, и если обнаружатся нарушения – поставить вопрос о выборе другой, более достойной управляющей компании (УК); – участие жуковчан в федеральных программах капремонта и расселения аварийного жилья по закону №185-ФЗ; – получение обоснованных ответов на «тревожные звонки» о нарушениях закона при передаче бывших муниципальных домов в частное управление в 2007-08 г.г., утрате муниципалитетом контроля над ООО «Теплоцентраль-ЖКХ» и т.д.

Письмо заканчивается призывом к новому главе города в 15-дневный срок приступить к принятию мер для восстановления договорных отношений между управляющими компаниями и жителями-собственниками помещений в МКД» (см. https://unsorted.me/viewtopic.php?t=325750). Актуальность поднятых вопросов сомнений не вызывает, действительно, по истечению 5-тилетнего срока управления ООО «Теплоцентраль-ЖКХ» большая часть бывших муниципальных домов фактически оказалась вне правового договорного поля, а вот насчёт того, КАКИХ ИМЕННО ДЕЙСТВИЙ ждут жуковчане от новой власти – тут есть, о чём пораскинуть мозгами.

То, что гладко на бумаге

Едва ли А.Войтюку со своей командой сразу же после инаугурации есть смысл идти по домам – проверять наличие договоров управления и их исполнение, а затем организовывать общие собрания собственников. Хотя, строго говоря, именно этого требует от него ст.161.1 и 165 ЖК РФ. Если в течение календарного года решение об избрании Совета МКД собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений…»(статья 161.1 ЖК РФ).

Но, простите, мы же с вами, уважаемый читатель, прекрасно понимаем: если федеральный законодатель, окончательно запутавшись в попытках «нарисовать» хоть сколько-нибудь работоспособный механизм управления МКД, в конце концов, выходит из положения таким образом, что предписывает что-то невыполнимое – что это значит? Точно, сразу на ум приходит: «суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения» - это правило применимо тут как нельзя лучше. Хотя прежний прокурор Жуковского И.Пантюшин – накануне своего ухода на пенсию – и выдал соответствующее предписание городской администрации, а затем инициировал подготовку аналогичного судебного иска, но… Чем дело кончится, чем сердце успокоится - думаю, понятно. Ничем. Кроме горы исписанных бумаг.

И это в лучшем случае. Ведь обеспечить создание Советов МКД можно по-разному. Например, так: однажды Ю.Лапин просыпается и узнаёт, что в его родном доме Ломоносова,6 заочным голосованием избран Совет во главе с NN, «прикормленный» председатель, не глядя, подписывает всё, что ему подсунет «принципал» в лице УК и т.д. и т.п..Конечно, хочется верить, что новая администрация никогда на такое не пойдёт. А с другой стороны, никогда не говори «никогда», тем более, что с 7-го этажа Фрунзе, 23 за каждым домом не уследишь.

Равновесие страха»

Другое дело, что сейчас в истории Жуковского настал переломный момент, когда в отношениях между местной властью и горожанами может произойти самая настоящая революция. Её, кстати, Андрей Петрович Войтюк обещал на встречах с избирателями, прямо так и говорил: «революция в отношениях».

Для сферы ЖКХ это актуально в высшей степени. Ведь особенность переживаемого момента в том, что основные игроки рынка услуг ЖКХ – из категорий «власть», «бизнес» и «население» – сейчас находятся в состоянии перманентного, хотя и вялотекущего «конфликта интересов». Каждый занимает позицию «лишь бы меня не трогали», сотрудничество является, скорее, исключением из правила, чем правилом. Сложилось своеобразное «равновесие страха»: каждый из игроков, руководствуясь своими сиюминутными соображениями, в состоянии заблокировать попытки других партнёров решить какую-нибудь насущную задачу. Из числа тех, которые можно решить лишь ОБЩИМИ УСИЛИЯМИ.

.«Что не съем, хоть понадкусываю!»

Яркий тому пример – недавние неудачные попытки Жуковского войти в программу капремонта по 185-му федеральному закону. Одни люди пытались помочь общему делу, а другие в это время действовали по принципу: «Сам не ам, и другому не дам» – ну, и кому теперь хорошо? Если всё оставить, как есть - те же самые «тормоза» сработают и при решении других проблем. Возьмите хоть установку в МКД приборов учёта (это надо сделать к 1 июля 2013 г.), хоть энергосбережение, хоть организацию сборов на региональный капремонт (это ждёт нас меньше, чем через год).

Самый главный же «водораздел» ныне у нас проходит через дворы и подъезды, где собираются (или не собираются) собственники, чтобы решить (или не решить) судьбу своего дома. Как правило, эти собрания требуют большой подготовительной работы и уверенности, что решения будут поддержаны всеми тремя «игроками» рынка, т.е. а) властью, б) УК, в) большинством собственников.

В одиночку никому одолеть «социальную энтропию» не под силу, об этом свидетельствует весь наш 8-летний опыт, а наиболее наглядно это показали прошлогодние собрания «Теплоцентрали-ЖКХ». Нет сотрудничества «трёх сил» - нет решений собраний, а значит, нет и реального управления домами, одна видимость. Или же шум, крик и раздоры. И «клубок» проблем растёт, растёт, растёт… Что мы и наблюдаем в большинстве домов Жуковского.

Что наверху, то и внизу

По большому счёту, «конфликт интересов» в ЖКХ породила, конечно же, не городская администрация, а федералы, введя в 2005 г. в действие – если называть вещи своими именами - неработоспособный (по крайней мере, в том, что касается управления МКД) Жилищный кодекс (ЖК) РФ. С массой нерешённых вопросов (главный из которых – вопрос об общедолевой собственности), не обеспеченный соответствующими материальными ресурсами и правовыми механизмами т.д. и т.п. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, как часто (по нескольку раз в год!) латается этот «Тришкин кафтан». А ведь лучше от этого не становится, просто на смену одних проблем встают другие, не менее острые.

Но! Федералы «заварили кашу» – и тут же, «умыв руки», отошли в сторонку, предоставив «расхлёбывать» всё это местной власти. Которой в сторонку отойти никак не удастся, ну, куда мэру деваться от горожан, которые стоят вот тут, рядом, и задают всякие «нескромные» вопросы. И правильно делают, ибо, не решив эти вопросы, с места не сдвинешься.

Сто тысяч «Почему?»

Например, такой вопрос: как это вышло, что «властная вертикаль» объявила ответственного общедолевого собственника МКД главным действующим лицом реформы ЖКХ – и тут же сделала всё, чтобы никому из собственников жилья становиться таковым было неповадно. Иллюстраций этому пруд пруди, например, только жители Чкалова, 41 решили взять судьбу дома в свои руки и образовали ТСЖ – как тут же лишились своего имущества. Причём, если первое время казалось, что это временные трудности, то сейчас такой иллюзии уже нет. Конечно, тон здесь задают всё те же федералы, но - разве от этого легче?!

Или вот: «Почему конкуренцию объявили «двигателем прогресса» в сфере жилищных услуг – тут же сделали всё, чтобы никакой конкуренции реально не было?» - Здесь «первую скрипку» сыграли уже наша местная «специфика»… Жуковчане прекрасно помнят, как муниципальные тресты - будто по мановению волшебной палочки - превратились в одного частного монополиста, который тут же начал устанавливать на подконтрольной территории свои собственные порядки. Даже если пересмотр приватизации домоуправлений сейчас проблематичен, есть немало способов добиться, чтобы конкурентная среда в ЖКХ стала реальностью. Была бы на то политическая воля.

Ещё вопрос: Совету МКД (и, в первую очередь, его председателю) предстоит взять на себя часть функций по управлению домом, но - простите, ведь это работа. И весьма трудная работа, требующая и знаний, и времени, и энергии, и нервов - её, что, председателю Совета МКД предстоит выполнять бесплатно? Это, согласитесь, как-то несовременно. В «обществе потребления», идеология которого с «лёгкой руки» российской элиты столь успешно внедрена в умы и сердца нынешнего поколения россиян, такого быть не должно. Кстати, в ст.161.1 ЖК РФ и не сказано, что председатель должен исполнять свои обязанности безвозмездно, т.е. даром. Если же этот труд нельзя оплатить прямо, стоит подумать о каком-то другом адекватном стимуле.

Резюме: надо чаще встречаться

Список этих вопросов нетрудно продолжить. Но главное не это – а желание найти на них ответы. Которые бы более-менее устроили все «три силы»: власть, бизнес и население. Иначе нам трудно будет жить в любимом наукограде.

Чтобы найти, надо искать, а для этого сторонам надо чаще встречаться (в широком смысле этого слова). В этом и будет - для начала - состоять «революция в отношениях». Стоит вспомнить, что именно для таких встреч и был в своё время создан Общественный Совет Жуковского по вопросам ЖКХ.

Ю.Полонский