Недремлющее «Око»

В России создаётся система общественного контроля в сфере ЖКХ

Куда деваются деньги?

Потребность в этом назрела давно, ибо финансовые потоки в отрасли огромные, и с каждым годом всё больше и больше. Чего не скажешь о результатах. В 2004 г., при создании Минрегионразвития, его первый глава В.Яковлев обозначил «исходную точку» будущего развития так: «степень износа жилого фонда и объектов коммунальной инфраструктуры страны более 60%» и с тех пор эта цифра так и звучит с «высоких трибун», если иногда и варьируясь, то, главным образом, в сторону увеличения: иногда говорят 70%.При этом, несмотря на выход в 2009-2012 гг. нескольких постановлений, устанавливающих стандарты раскрытия предприятиями и организациями, предоставляющими услуги ЖКХ, информации о своей деятельности – вопрос: «Куда деваются наши деньги?» – для большинства потребителей услуг столь же актуален, как 10 лет назад. Достаточно вспомнить, как в прошлом году самая популярная в городе управляющая компания ООО «Теплоцентраль-ЖКХ» уверяла жителей большинства «своих» домов, что те должны фирме астрономические суммы денег, при этом жители были уверены в обратном. Кто бы ни был прав в этом споре, но ясно одно: «прозрачность» отрасли очень далека от желаемой.

Нельзя сказать, чтобы в этом направлении ничего не делалось, так в некоторых городах и селах страны при органах местного самоуправления и государственной власти действуют Общественные советы по вопросам ЖКХ.

Для нужд города

С октября 2010 г. такой Совет есть и в Жуковском. Разумеется, его деятельность не может (и не должна) подменять контроль работы управляющих компаний со стороны непосредственных заказчиков их услуг, т.е. собственников жилья. Задача Совета, скорее, в другом: в анализе и обобщении местных «болячек» и поиске общезначимых «рецептов» их «лечения» и профилактики. Ну, и, разумеется, доведение этой информации до сведения населения города.

Для этого необходима постоянно действующая СИСТЕМА КОНТРОЛЯ, как минимум современный информационный интернет-ресурс, который позволял бы заинтересованным лицам (будем надеяться, их круг не исчерпывается членами Общественного совета оперативно собирать, обобщать и широко распространять информацию о положении дел в сфере ЖКХ. Желательно в диалоговом режиме.

Члены Общественного совета не раз доводили это до сведения руководителей органов местного самоуправления Жуковского. В прошлом году они подготовили конкретные предложения по облику раздела «Жилищные услуги» городского интернет-сайта. Со стороны администрации были даны соответствующие обещания, но… воз и ныне там. Кроме «Положения об УЖКХ» и списка профильных организаций, на сайте нет ничего. Даже жизненно необходимых постановлений главы города днём с огнём не сыщешь. Будем надеяться, пока.

«Главный сказал!»

«Президент предложил жильцам брать власть в коммунальной сфере в свои руки» (газета «Труд» от 5 февраля 2013 г.). «Предлагаю поддержать создание общественных организаций, которые помогут органам власти отслеживать выполнение структурами ЖКХ своих обязательств, будут контролировать работу управляющих компаний, а также следить за коммунальными тарифами в регионах», – заявил В.Путин 4 февраля 2013 г. в Сочи на совещании по экономическим вопросам, и добавил: «Комплекс ЖКХ должен находиться под полноценным гражданским контролем, нужно серьезно повысить публичную открытость отрасли». «Сеть таких общественных организаций должна быть создана в соответствии с указом президента № 600 от 7 мая 2012 года …уже летом текущего года», – сказал Путин.

Как убрать криминал из ЖКХ?

Кроме упомянутого указа и устных заявлений президента страны, существует «План мероприятий по устранению условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений в сфере ЖКХ» (обратите внимание на формулировки) за № 868п-9П, утверждённый 29 февраля 2012 г. зампредом правительства РФ Дмитрием Козаком.

Согласно п.7 этого плана, региональные и местные органы власти страны должны обеспечить:

– создание в каждом муниципальном образовании интерактивного ресурса мониторинга ситуации в ЖКХ;

– создание системы общественного контроля с участием объединений защиты прав потребителей, НП «ЖКХ Развитие» и иных некоммерческих организаций для систематизации работы с обращениями граждан по возникающим проблемам в сфере ЖКХ;

– проведение информационно-разъяснительной работы с гражданами по вопросам прав и обязанностей потребителей услуг ЖКХ.

Что наверху, то и внизу

Возглавить «Национальный центр общественного контроля в ЖКХ» предстоит председателю Комиссии по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты РФ Светлане Разворотневой.

5 февраля 2013 г. на всероссийском селекторном совещании она заявила: «Реализуя 600-й указ президента РФ, мы уже с прошлого года совместно с Фондом ЖКХ, Счетной палатой РФ, Общественной палатой РФ и НП «ЖКХ Развитие» активизировали создание сети общественного контроля в ЖКХ. Нами был проведен мониторинг ситуации, который выявил, что в регионах существует множество общественных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей и жилищное просвещение в сфере ЖКХ. Наш проект направлен на объединение усилий подобных организаций, на их консультационную, организационно-методическую, информационную и административную поддержку. Сейчас идет создание Национального центра ЖКХ «Контроль», такие центры будут созданы и в регионах. Их первоочередная задача – прием обращений и жалоб граждан, а также предоставление консультаций. Обращения будут приниматься через специальный сайт, на котором у каждого регионального центра будет своя интернет-приемная. Вместе с тем, в регионах должны быть и физические приемные с телефонами для «горячей линии», с действующими консультантами…»

Согласитесь, это и есть примерно то, что предлагает (и по мере своих сил отчасти делал до сих пор) Общественный совет по ЖКХ. Теперь, когда с самых высоких трибун прозвучали слова о важности и необходимости такого рода деятельности, может быть, дело сдвинется с «мёртвой точки»?

Юрий Полонский