Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Проблема оптимальной оплаты за услуги ЖКХ после принятия 1 сентября 2012 г. новых «Правил предоставления коммунальных услуг…» стоит как никогда остро
Повод для беспокойства
После введение в действие с 1 сентября 2012 г. новых «Правил предоставления коммунальных услуг…», утверждённых постановлением правительства РФ №354 от 6.05.11 (ПП РФ-354), во многих домах Жуковского резко подскочила плата за потребление коммунальных ресурсов – за счёт мест общего пользования (МОП). В первую очередь это коснулось воды. Вот как это выглядело, например, в ноябрьской платежке на Гагарина,4: холодное водоснабжение – 215,62 руб., водоотведение – 171.36 руб., потребление воды в МОП (за два предыдущие месяца) – 596, 52 руб. Ничего себе «цифирь».
Подчеркнём, что в бывших муниципальных домах Жуковского, где коллективные счётчики сейчас только-только начали появляться, эта плата и раньше присутствовала в единой квитанции, но в неявном виде. Плата за коммунальные услуги в «досчётчиковую эпоху» жителям начислялась, исходя из нормативов, при этом считалось, что плата за потребление в МОП уже «зашита» в соответствующих нормативах. В качестве одной из составляющих. Либо в натуральном исчислении: л/чел и Гкал/кв.м. – для воды и тепла, либо в руб./кв. м – для электроэнергии.
Новые «Правила…» вывели эту составляющую наружу, потребовав (см. п.40), чтобы каждый пользователь отдельно платил за коммунальные ресурсы, потреблённые в его помещении, и отдельно вносил свою долю платы за общее (т.е. МОП) потребление. Почему так? Скорее всего, в воспитательных целях, чтобы стимулировать людей к экономии ресурсов. В её обоих «ипостасях»: как индивидуальной, так и общедомовой. Видимо, расчёт был на то, что у человека, поставившего счётчики у себя в квартире, чтобы поменьше платить за коммуналку, следующей мыслью будет: «А как бы нам снизить ещё и общее потребление?
Настоящая беда
Но это ещё полбеды. Настоящая беда в том, что новые «Правила…» предписали во всех случаях определять МОП-потребление не экспериментально, по показаниям соответствующих счётчиков, а рассчитывать как разность между показаниями общедомового счётчика и суммой всех индивидуальных потреблений. Определённых либо по показаниям счётчиков, либо расчётным путём (как правило, по нормативу). Далее распределять полученную разницу между всеми потребителями - пропорционально площади занимаемых ими помещений, переводить в рубли и выставлять счета.
Тем самым под механизм финансовых расчётов за коммунальные услуги была заложена, выражаясь фигурально, «мина замедленного действия»: если в доме, кроме учтённых индивидуальных потреблений, есть ещё и достаточно значимые неучтённые – это неизбежно вылезет наружу. И добросовестным плательщикам придётся платить за себя - и «за того парня»… Так оно и получилось – едва только УК начали применять ПП РФ-354.
Проверено: течей нет
Особенно наглядно это видно на примере д.12 по ул. Маяковского, где председателем Совета дома работает Валерий Бокша. Он рассказал вашему корреспонденту: «После того, как я поставил в своей квартире водосчётчики, сразу почувствовал ощутимую экономию. Но с появлением в платёжках новой графы всё вернулось «на круги своя». Если сложить потребление в квартире и мою долю потребления в МОП – получится примерно столько же, сколько было раньше, в «досчётчиковую эпоху». Вот тебе, бабушка, и счётчики, вот и экономия…»
Поскольку в доме никаких течей в подвалах нет (это проверенный факт!) - в данном случае людям явно приходится платить за чужое потребление. А в роли «скелетов в шкафу» выступают незарегистрированные жильцы, главным образом, муниципальных квартир, где нет счётчиков. И, может быть, магазин в подвале, который тоже рассчитывается за воду по фиксированному нормативу.
«Маяковцы» написали по этому поводу письма в инстанции, а одна женщина даже подала иск в суд с требованием отменить необоснованные, по её мнению, поборы. Вывод напрашивается сам собой: надо разбираться. Со всеми неучтёнными потребителями - и переводить их в разряд учтённых. Как? Ставить приборы учёта везде, где только можно (по крайней мере, в «проблемных» помещениях) и максимально автоматизировать сбор и обработку их показаний.
«Надо разбираться!»
Начальник абонентского отдела ООО «Теплоцентраль-ЖКХ» Марина Козырева с этим утверждением согласна на все 100%.Она рассказала корреспонденту сайта, что коллективные приборы учёта компания успела установить в 87-ми из своих 337-х домов. По итогам I полугодия 2012 г. выяснилось, что в 60% домов был перерасход воды (т.е. общедомовое потребление больше суммы индивидуальных), его пришлось распределять между потребителями. В остальных домах наблюдалась обратная картина (т.е. излишки оплаты), их вернули потребителям.
В целом переход на новые «Правила…» вызвал у компании большие трудности, кои и до сих пор ещё не преодолены. Даже форма квитанции пока далека от требуемой. Платёжи, о которых у нас идёт речь, там называются по старинке «перерасчётом за фактическое потребление по коллективному прибору учёта (КПУ)». Поскольку механизм сбора информации ещё несовершенен, в частности, получать показания всех счётчиков одновременно не удаётся, счета выставлять приходится с запозданием, спустя месяц-другой. По словам М.Козыревой, УК будет это исправлять, начиная с марта, форма квитанции будет приведена в соответствие с той, что рекомендована приказом Минрегиона.
Ещё одна проблема: компания поторопилась выставить счета за перерасход воды с января по август 2012 г. в соответствии с ПП РФ-354, хотя оно вступило в силу только с 1 сентября. Это была ошибка, сейчас счета корректируются в соответствии с прежним постановлением, действовавшим до ПП РФ-354, оно предписывало распределять перерасход воды пропорционально не площадям помещений, а потреблённым в них объёмам воды.
Марина Михайловна особо подчеркнула свою заинтересованность в сотрудничестве с Советами МКД и инициативными группами жителей в части выявления всяческих «неучтёнок». В первую очередь, потребителей-«призраков»: тех, кто воду льёт, но не платит.
Кому выгодно?
Нельзя не заметить, что ПП РФ-354 написано в интересах, прежде всего, «естественных монополий» - ресурсоснабжающих организаций (РСО). Главная задача новых «Правил…» - обеспечить, чтобы РСО получали свои платежи без помех, все остальное – по «остаточному принципу». На втором месте - интересы бизнеса, предоставляющего жилищные услуги (он же - исполнитель коммунальных услуг), т.е. УК. Потребителям - жителям МКД в этой системе отношений отведена роль «крайних», ибо оплата всей «неучтёнки» «повешена» на них.
«Злые языки» уже окрестили это положение «узаконенным воровством» - и отчасти справедливо, потому что за грехи некоторых расплачиваются все. Получается что-то вроде «круговой поруки». Тем не менее, это узаконено. Заставить расплачиваться «нормативщиков» (что, по крайней мере, стимулировало бы людей к установке приборов учёта) авторы ПП РФ-354 почему-то не решились. Заметим, что предыдущая редакция правил предоставления коммунальных услуг (см. ПП РФ-307 от 23.05.06) была ещё хуже, там царил полный абсурд: разницу между общим потреблением и суммой частных должны оплатить те, кто поставил (!) у себя приборы учёта, «нормативщики» от этого были освобождены. Сейчас и тех, и других уравняли.
Отсюда вывод: по-настоящему заинтересованы в оптимизации учёта потребления (как и самого потребления) коммунальных услуг прежде всего жители дома - и собственники, и наниматели. Именно в такое положение ставит нас новое постановление.
Контроль и учёт – близнецы-братья
Навести порядок в этом вопросе можно. Слава Богу, если у собственников хороший контакт со своим управдомом, но даже если тот не проявляет готовности к сотрудничеству, не всё ещё потеряно. Тогда можно использовать общественный контроль - за потреблением в МОП и расчётом оплаты за него. В соответствии со ст.161.1 ЖК РФ.
Примерный алгоритм действий:
1. Провести собрание собственников и на нём:
– избрать Совет МКД и его председателя,
– наделить председателя следующими полномочиями:
а) ежемесячно контролировать соответствие начисленных в квитанциях сумм платежей за коммунальные услуги, предоставленные в МОП, реальному потреблению, для чего 25-го числа каждого месяца вместе с представителем УК снимать показания общедомовых счётчиков и не позднее 27-го числа каждого месяца получать от УК информацию о показаниях индивидуальных счётчиков и прочих составляющих потребления коммунальных ресурсов в доме;
б) ежемесячно: не позднее последнего числа каждого месяца - подписывать подготовленные УК акты приёмки оказанных коммунальных услуг в МОП,
в) принять решение, чтобы в текст договора управления были включены вышеуказанные полномочия председателя, а также правило: отсутствие согласующей подписи председателя на акте приёмки коммунальных услуг является для жителей дома основанием для неоплаты соответствующей услуги;
г) принять решение: обязать собственников помещений (либо всех, либо «проблемных», где неучтённые потери наиболее вероятны) к определенному сроку установить в своих помещениях приборы учёта, в случае невыполнения применять к нарушителям меры общественного воздействия.
2. Получить от собственников доверенности (в простой письменной форме) на осуществление полномочий председателя Совета МКД - в объёме более, чем 50% голосов собственников.
3. Председателю Совета МКД подписывать акты приёмки оказанных услуг в МОП только после того, как УК предоставит всю необходимую для контроля информацию.
Что делать, если управдом на сотрудничество не идёт и, заняв «глухую оборону», продолжает «бомбардировать» жителей умопомрачительными счетами? Принять ответные меры – вплоть до того, что, сигнализировав жилищной инспекции, местной власти и прокуратуре о невыполнении УК своих обязательств по договору управления, поставить вопрос о её замене. Будем надеяться, до этого нигде у нас, в Жуковском, дело не дойдёт, несмотря на понятные трудности, стороны сумеют договориться. Обратите внимание, до сих пор разговор у нас шёл о холодной воде, а ведь есть и горячая, и отопление, и газ, и электричество. Их потребление тоже по идее надо приводить в соответствие с ПП РФ-354. При этом проблемы могут нарастать, как снежный ком. Как и «цена вопроса». Так что с наведением порядка медлить не стоит.
Юрий Полонский