Дом и двор

Минстрой подготовил два приоритетных проекта, один посвящён ЖКХ, второй – благоустройству городских территорий. Первый, скорее всего, принесёт пользу, в основном, его исполнителям, а вот второй наверняка кое-что даст российским городам и горожанам.

Новая «фишка» Минстроя

«Современный горожанин воспринимает всю территорию города, как общественное пространство и ожидает от него безопасности, комфорта, функциональности и эстетики… Сегодня горожанину важно, как обеспечено освещение улиц, обустроены тротуары и общественные пространства, его интересует качество уборки улиц, своевременная и безопасная утилизация коммунальных отходов и многое другое. Вместе с тем, понятных требований к организации современного городского пространства, в том числе, предполагающих вовлечение в этот процесс самих граждан, а также программы их достижения в настоящее время в России не существует» - с этих хороших слов начинался паспорт приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда», подготовленного этой осенью Минстроем с помощью НП «ЖКХ-Развитие».

Замглавы Минстроя Андрей Чибис:

«Дворы – это точка вовлечения горожан в судьбу своего дома. Приоритет будет отдаваться тем дворам (и это будет закреплено в Постановлении Правительства и методологии распределения денег между муниципалитетами), где люди смогут выразить свою волю. И готовность самим участвовать в благоустройстве своего двора. Либо рублём, либо трудовым участием… Мы предложим людям этакий конструктор-аналог «ЛЕГО», чтобы можно было из типового перечня выбрать то, что им больше подходит. Например, минимум благоустройства - в виде асфальтового покрытия и освещения - требует вот такого участия, хотите дорогую детскую площадку – сделайте ещё что-нибудь сами…»

Заманчиво?

«Будет людям счастье, счастье на века…»

Проект по ЖКХ сводится к обещаниям, во-первых, снизить аварийность коммунальных сетей на 30% - главным образом, за счёт различных мер стимулирования муниципалитетов к сдаче объектов коммунальной инфраструктуры в концессию. И частичного субсидирования процентной ставки по кредитам, выданным банками на их модернизацию - дабы стимулировать к этому концессионеров.

Во-вторых, будет повышено качество и доступность услуг ЖКХ (а насколько, непонятно, тут никакой «оцифровки» нет) за счёт повсеместного внедрения ГИС ЖКХ и федеральных стандартов качества управления МКД. Примеры стандартов: максимально допустимое время реагирования управдома на заявки потребителей, наличие офиса УО в шаговой доступности, униформа персонала и т.д. Будет создана система оценки качества услуг ЖКХ, и на её основе регионам будет присвоен соответствующий рейтинг.

Всё это в конечном итоге должно повысить степень удовлетворённости граждан услугами ЖКХ до 80%. Кто оценит итоги? Конечно, ВЦИОМ.

Судя по всему, перед нами - очередная чиновная «имитация бурной деятельности», призванная в очередной раз осчастливить россиян. Для иллюстрации приведем выдержку из паспорта проекта – по поводу ожидаемого эффекта от внедрения ГИС ЖКХ:

«За счет того, что ключевая для потребителя информация о стоимости жилищно-коммунальных услуг, их объеме, задолженности станет открытой и доступной, и за ее неразмещение или недостоверные сведения установлена административная ответственность, тем самым будут созданы гарантии защиты прав потребителя от злоупотреблений со стороны лиц, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, в том числе от выставления потребителю необоснованной стоимости услуг, нарушения порядка расчета (завышение стоимости) такой стоимости, выставления необоснованных и непонятных для потребителя сумм задолженности за такие услуги…»

- можно ли верить этому обещанию?! Разве раскрытие информации на сайте reformmgkh.ru реально дало кому-нибудь «гарантию защиты прав потребителя от злоупотреблений»? Почему же размещение аналогичной информации на сайте ГИС ЖКХ такие гарантии даст?

Ведь «корень зла», обеспечивающий «непрозрачность» жилищных услуг, кроется в другом: размер платы за жилое помещение для жителей конкретного МКД должен быть обоснован, т.е. рассчитан на основе сметы работ и услуг по содержанию и ремонту общего имуществаэтого дома на год. А использовать вместо этого т.н «муниципальный тариф» - это всё равно, что ставить диагноз пациенту на основе средней температуры по больнице: Манька мечется в жару, а Ванька уже остыл. Но! Действующее законодательство от УО таких смет не требует, и тем самым даёт «оперативный простор» для, мягко говоря, манипулирования финансами, а грубо выражаясь, для воровства.

В результате коммерческие УО годовых смет на МКД не делают, а если и делают, то собственникам не предоставляют. Не говоря уж о её публичном раскрытии на сайте reformmgkh.ru А вот ТСЖ, ЖСК, ЖК – те, что на самоуправлении - годовые сметы утверждают на общем собрании. И там всё «прозрачно».

С коммунальными услугами - аналогичная ситуация: для широкой публики структура затрат РСО, на основе которых формируется тариф - «тайна за семью печатями». И смена сайта reformmgkh.ru на сайт dom.gosuslugi.ru мало что тут изменит, разве что придаст проблеме больший масштаб и сделает её более наглядной.

В общем, этот проект нас, «нечиновных» граждан, разумеется, коснётся, но хоть как-то повлиять на к.п.д. (т.е. на эффективность расходования выделенных миллиардов) мы не сможем, тут нам отведена исключительно пассивная роль. Эти деньги «распилят» без нас.

Бордюрный камень - «камень преткновения»?

Другое дело – проект по благоустройству, он гораздо интереснее, ибо тут обойтись без «простых смертных» чиновникам будет куда труднее. Можно сказать: невозможно – см. цитату в начале статьи.

Понятно, что «общественный интерес» должен фокусировать в себе множество частных интересов - если не всех, то хотя бы большинства жителей города, района, двора. Но понимать его можно по-разному. К примеру, может оказаться, что горожанам нужны парковки (или озеленение дворов и бульваров), а мэр считает, что сначала надо поменять бордюры. Или плитку. Да и в среде горожан может возникнуть противостояние, например, «парковщики» против «озеленителей».

И если люди не умеют договариваться - разные понимания «общественного интереса» легко могут вылиться в «конфликт интересов». Разве мало тому примеров?

Диалог «вертикали» с «горизонталью»

Кроме морально-психологического, тут есть и весьма серьёзный правовой аспект. Во-первых, 131-й закон относит благоустройство и озеленение к вопросам местного значения. Но деньги на это пойдут не из местного бюджета. А «сверху вниз»: из федерального центра в регионы, те добавят свою долю и раздадут «пайки» по муниципалитетам. Те, в свою очередь, начнут делить средства между микрорайонами и дворами (как? Бог весть), после чего подготовят отдельные проекты благоустройства и выставят их на конкурс. Как минимум, без публичных слушаний - по тому же 131-му закону - тут не обойтись, придётся приглашать народ и выслушивать всё, что он скажет.

Во-вторых, вспомним (кто забыл), что значительная часть благоустраиваемых пространств – это придомовые земельные участки, которые ЖК РФ в 2005 г. передал собственникам помещений в МКД - на праве общей долевой собственности. Правда, это право для большинства россиян существует только «на бумаге»: участок перейдёт в их собственность лишь после того, как публичная власть его сформирует и поставит на кадастровый учёт. Но чиновники делать это не торопятся: земля в России всегда была главным источником власти и богатства, кто ж «за просто так» его отдаст?! К тому же у них есть 100%-ая «отмазка»: в местных бюджетах денег на новое «кадастрирование» нет (и не предвидится), а переоформить старые земельные планы нынешнее «лукавое» законодательство не позволяет, все участки формировать надо заново. Как будто российские МКД - это «самострои».

Так что налицо коллизия - между распределением денег строго по «властной вертикали» и необходимостью учесть коллективное мнение сугубо «горизонтальных» жителей. При том, что большая часть благоустраиваемых территорий имеют довольно-таки двусмысленный правовой статус (в чём-то сходный со статусом Южных Курил), а многие из тех, кто придёт на публичные слушания – не просто горожане, а либо потенциальные, либо даже реальные собственники этих территорий: в последние годы власти Москвы начали «кадастрирование» придомовых участков и кое-что уже сделали в этом направлении. А некоторые ТСЖ, ЖСК, ЖК оформили участки в собственность за свой счёт, не дожидаясь «милости свыше».

«Свет и тени» благоустройства

Так что в нынешних российских реалиях благоустройство – это «палка о двух концах»: может улучшить жизнь города, а может создать серьёзную социальную «напряжёнку». И многие это понимают. Эта тема отчётливо прозвучала, к примеру, на IV Национальном жилищном конгрессе ЖКХ, прошедшем 2 декабря в московской гостинице «Рэдисон-Славянская». Под лозунгом «ЖКХ и городская среда – национальный проект развития».

Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству и местному самоуправлению Дмитрий Азаров:

«Люди обязательно должны участвовать в том, чтобы ямы и ухабы в их дворах заделывались! Надо к этому делу подключить ТОСы и Советы МКД. Более того, я бы предложил не выделять средств там, где нет общественной экспертизы и не обеспечен общественный контроль! Иначе мы средства потратим неэффективно и успеха не достигнем, вместо положительного эффекта получим обиду людей. Я был во многих – весьма благоустроенных - городах, разговаривал с людьми и слышал от них: да нам не это надо, если бы вы посоветовались с нами, было бы сделано то-то и то-то…»

Особо ценно мнение людей, уже прошедших этим путём:

Советник Президента Татарстана Наталия Фишман:

«За 2 года мы в Татарстане, создав региональную программу и объявив 2015 год «годом парков и скверов», благоустроили 183 общественных пространства: 21 набережную и 162 парка… На 2017 г. мы закладываем в свои планы уже более сложные пространства: улицы, бульвары и площади - с большим количеством ограничений со стороны бизнеса, дорожных служб и т.д., которые накладываются на их благоустройство… Но в каждом муниципальном образовании мы не приступаем к благоустройству прежде, чем соберем жителей и подробно обсудим с ними проект. Мы приглашаем людей, сажаем их перед картой территории: договоритесь, пожалуйста, где будет детские площадки, где место для выгула собак, где беседки, фонтан и т.д. Где вы хотите видеть сцену, а где общественный туалет? Это помогает избежать очень серьёзных конфликтов. Когда мы подступились к развитию общественных пространств, которые каждый человек по идее считает своими, не спросив людей – мы начали совершать ошибки. И быстро поняли, что мы хотели бы тратить деньги на позитив и делать людей счастливыми – а получаем колоссальную негативную реакцию… Причём, правильное вовлечение людей в этот процесс – это методология, которой стоит разработать, а разработав - следовать. Если это выполнить правильно – будет большой положительный эффект, если пренебречь – люди уйдут разочарованными. И возможно, надолго…»

Сами управимся?

20 декабря в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция «Эволюция общественных пространств. Новые тенденции в развитии городской среды», во многом посвящённой презентации того же проекта. Ваш корреспондент задал на ней руководителям Минстроя вопрос: не собирается ли министерство что-то сделать для того, чтобы продекларированное ЖК РФ общее имущество: чердаки, подвалы, дворы с элементами озеленения и благоустройства и т.д. – реально стало общедолевой собственностью жителей МКД? Ведь если: а) вернуть людям подвал, приносящий доход в виде арендной платы, но некогда отобранный у них властями, б) реально отдать им двор в общедолевую собственность – собственники сами решат, где во дворе быть парковкам, а где клумбам, и сами профинансируют и проведут его благоустройство, не напрягая ни муниципалитет, ни бюджеты всех уровней. На это сейчас способны не все, но многие. По крайней мере, большинство успешных ТСЖ, ЖСК, ЖК. А власть пусть за бюджетные деньги обустраивает площади и скверы, там «фронта работ» хватит на несколько поколений чиновников.

Министр Михаил Мень:

«В том-то и суть, что люди должны сами определиться, сколько им рядом с домом нужно травы, а сколько асфальта для парковок. Ведь слишком часто именно это - главная коллизия во дворе. А любое административное решение может привести к не совсем позитивным последствиям… Здесь просматривается аналогия с капитальным ремонтом. Нам некоторые эксперты говорили: зачем вы вводите регионального оператора и «общий котёл»? Ведь во всём мире собственники аккумулируют деньги на своём спецсчёте, и за счёт этих средств и приводят в порядок своё общее имущество. Но нам важно было запустить процесс, и если вначале у нас было порядка 10% домов со спецсчетами, то сейчас уже около 17%. Так что процесс идёт – перманентно и поэтапно…»

Замминистра -- Главный жилищный инспектор РФ Андрей Чибис:

«Действительно, проблема возврата общедолевого имущества существует и наши жилищные инспектора всячески защищают собственников, когда идут споры о том, кому принадлежит чердак или подвал. Мы всегда занимаем позицию защиты прав собственников. И наша активная позиция побудила многие муниципалитеты отказаться от собственности, которая раньше была у них в казне и запустить программы передачи этого имущества в руки жильцов. Например, такая программа реализуется в г.Москве… Что касается оформления земельных участков – да, вы правы, сейчас за собственниками оформлен только незначительный процент территории вокруг домов. И вы правы, что - в идеале и впоследствии – за этими территориями должны следить собственники сами. Так наша задача как раз и состоит в том, чтобы запустить этот процесс, чтобы люди осознали, что комфортная среда в твоём дворе должна быть плодом твоей активности, работы твоих рук и мозгов, вклада твоих денег и т.д.»

Если перевести это на простой человечий язык, получится: «Вообще-то - да, но в частности - нет, «время самостоятельности» для вас ещё не настало. Решение «земельного вопроса» для МКД (т.е. исполнение законов: ст. 36 ЖК РФ и ст.16 закона о введение в действие ЖК РФ) оставим будущим поколениям, а пока будем жить, как живётся, «по понятиям».

М-да., это стоит запомнить.

Утверждение же А.Чибиса, что жилинспектор суть лучший защитник прав собственников, а чиновники по всей стране уже спешат вернуть им украденное общее имущество МКД – предоставим «заценить» нашим читателям.

Ещё нельзя не заметить, что другой важный вопрос: «Ну, хорошо, сегодня муниципалитет на федерально-региональные средства благоустроит улицы, скверы, дворы – а что будет завтра, после завершения проекта, когда деньги кончатся?» - на пресс-конференции остался без ответа. В министерстве будут думать.

Что запланировано к 2021 г.

Впрочем, произнесённые слова имеют свойство иногда таять в воздухе без следа… Потому заглянем в паспорт проекта.

Цель: повышение качества и комфорта городской среды на территории РФ – должна быть достигнута путем: а) реализации 400 комплексных проектов по благоустройству и б) обучения 2000 специалистов по программе "Создание комфортной городской среды".

Под комплексными проектами понимаются реализованные мероприятия в сфере благоустройства, прошедшие обсуждение и поддержанные гражданами, в том числе - путем их софинансирования. Они ежегодно будут отбираться на конкурсной основе Минстроем из числа проектов, представленных в министерство субъектами РФ.

На территории субъектов РФ будут реализованы по 5 обязательных и 5 альтернативных (т.е. выбираемых по усмотрению субъекта РФ) мероприятий из перечня, предложенного Минстроем России.

Обязательные мероприятия – это: утверждение «Правил благоустройства», соответствующих федеральным методическим рекомендациям; реализация региональных (муниципальных) программ благоустройства - с размещением их в ГИС ЖКХ; конкурс лучших практик; утверждение субъектом Российской Федерации порядка отбора проектов и самих проектов для федерального софинансирования; обучение не менее 20 человек от региона по программе "Создание комфортной городской среды"; благоустройство дворов и др. объектов городской среды.

Альтернативные мероприятия -- это: обустройство инфраструктуры для маломобильных групп населения;

приведение в нормативное состояние объектов региональной и муниципальной собственности; создание инструментов общественного контроля; поощрение проектов, инициированных гражданами;

создание инструментов софинансирования благоустройства гражданами;

создание инфраструктуры спорта и отдыха; благоустройство зон торговли; создание пешеходной инфраструктуры; поддержка уличной торговли, услуг (ярмарки выходного дня и т.п.) благоустройство пустырей; ликвидация домов, признанных аварийными и расселенных и т.д.

Будет создана система оценки качества городской среды и публичный рейтинг благоустроенности муниципалитетов РФ.

В общем, в этом проекте тоже можно найти немало бюрократических «заморочек», но всё же «человеческому фактору» (в хорошем, а не «аварийном» смысле этого слова) тут отведена куда большая роль, чем в проекте по ЖКХ. И, судя по всему, неравнодушные и активные граждане своими действиями могут эту роль серьёзно увеличить. К вящему благоустройству российских городов и посёлков - с населением более 1 тыс. чел. (этот проект для них). И развитию в стране реального самоуправления. Чтобы потом не было нестерпимо больно, что «львиная доля» 50 млрд. руб. пошла на смену бордюров и плитки на центральных площадях нескольких городов-«миллионников».

 

Юрий Полонский