Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Новый аэропорт Московского авиаузла (МАУ) по решению Министерства транспорта России отныне считается аэропортом города Жуковский, а не Москвы и получает статус регионального аэропорта
Аэропорт «Жуковский», ранее позиционировавшийся как четвертый аэропорт Москвы, получил решением руководства статус не федерального уровня, а регионального. Получается, что после закрытия аэропорта Быково, получили аэропорт «Нью-Быково» уровня последних лет перед ликвидацией.
По словам представителя Минтранса России, принадлежность аэропорта к населенному пункту определяет Минтранс РФ в официальных контактах с представителями соответствующих структур иностранных государств. Вместе с тем, не должно быть проблем с полетами из аэропорта «Жуковский» в различные российские города, а также в аэропорты ряд стран СНГ, например, Киргизии, Таджикистана, Казахстана, а также в Китай, в частности, в Пекин и Шанхай.
По словам руководителей проекта аэропорта, пропускная способность первой очереди аэропорта составит 2 млн пассажиров в год в ближайшее время. Инвестиции в проект первой очереди оценены в 1,8 млрд руб. На первом этапе для работы в аэропорту «Раменское» потребуется 500 человек.
После выполнения работ по третьему этапу (2019 г.) пропускная способность аэропорта должна составить 12 млн человек в год. Компания «Рампорт Аэро» намерена расширить аэровокзал до 60 тыс кв м. В аэропорту будет работать, по планам руководства компании, 10 тыс сотрудников. Прием и выпуск воздушных судов будет осуществляться с двух взлетно-посадочных полос (ВПП) – это 5,5 км и 2,4 км (в отношении этой ВПП проблематично из-за построенных многоэтажных жилых домов в Раменском).
Сможет ли «Рампорт Аэро» достичь за четыре года показателей аэропорта Внуково, в котором задействовано две ВПП и построен мощный аэровокзальный комплекс, подведены хорошие автодороги и железнодорожная ветка? Уже сейчас становится понятно, что, вполне возможно, что при нынешних темпах роста авиаперевозок в России ожидания компании «Рампорта Аэро» на ближайшую перспективу слишком завышены.
«Первое время аэропорт «Жуковский» будет работать в убыток», – полагает профессор ГосНИИ гражданской авиации (ГосНИИГА) Александр Фридлянд. «Из-за нынешнего экономического кризиса в стране больших потоков у «Жуковского» в ближайшее время не будет, аэропорту придется работать в убыток, пока снова не начнется рост перевозок в целом по стране», – заявил профессор Александр Фридлянд.
Досье ЖВ
По данным Росавиации, самолетами и вертолетами авиатранспортной отрасли страны в 2015 г. перевезено 92,07 млн пассажиров и 1,064 млн тонн грузов. Проблемы в экономике страны впервые за многие годы привели к уменьшению объемов пассажирских перевозок российскими авиакомпаниями в прошлом году на 1,2% по сравнению с предыдущим годом. Согласно статистическим данным, в месячном выражении наибольший спад наблюдался в декабре прошедшего года, когда он составил 11,9% по сравнению с декабрем 2014 г.
Существенно сократились (на 15,8%) международные перевозки в результате падения платежеспособности населения, закрытия прямого сообщения с Египтом и Украиной, запрета на чартеры в Турцию. Вместе с тем вырос на 13,6%, до 52,56 млн пассажиров объем внутренних перевозок за год. Однако перевозки пассажиров на внутренних линиях как были убыточными, так и остались. Пассажирские авиаперевозки между Россией и странами за пределами СНГ сократились на 18,6% – до 32,3 млн пасс., в то время как между Россией и странами СНГ – на 0,6% (до 7,2 млн пассажиров).
Сложное финансовое положение в отечественной авиатранспортной отрасли связано еще и с тем, что на протяжении прошедших пяти лет рост перевозок не сопровождался повышением тарифов. Доходная ставка на пассажиро-километр оставалась приблизительно на прежнем уровне, а учетом инфляции сократилась почти на 40%. В итоге суммарный убыток в авиатранспортной отрасли с 2010 по 2014 гг. превысил 30 млрд руб. В 2015 г. положение еще более усугубилось. Слабо помогла помощь государства в виде гарантий по кредитам. Госгарантии по кредитам на сумму в 9 млн руб., выданные правительством России авиакомпании «Трансаэро» весной 2015 г., не помогли, только оттянули агонию.
Можно сделать осторожный прогноз. В 2016 г. отечественным авиакомпаниям прогнозируют сокращение рынка приблизительно на 15%. Можно предположить с большой долей уверенности, что дальнейшее сжатие рынка приведет к банкротству некоторых российских авиакомпаний.
Юрий Пономарев