Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Руководство Транспортно-выставочного комплекса (ТВК) «Россия» решило сделать основной упор на пассажирские авиаперевозки вместо грузовых
Еще три года назад руководство ТВК «Россия» заявляло о том, что ведется работа по привлечению инвесторов для строительства международного аэропорта (МА) «Раменское», основным направлением деятельности которого станут грузовые перевозки. Почему произошла смена направлений? Попробуем разобраться.
Можно с большой долей уверенности сказать, что «переход на другие рельсы» произошел из-за слабого роста объемов грузовых авиаперевозок в России в течение последних лет. Это напрямую связано с тенденцией уменьшения роста объема валового внутреннего продукта (ВВП) в России. В частности, по итогам 2012 г. рост объема ВВП уменьшился по сравнению с 2011 г. (4,3%) и достиг планки в 3,4%, а в 2013 г. – 1,7%. Следует сказать, что в 2014 г. рост объема ВВП прогнозируется на уровне 0,5%.
В 2011 г. грузов и почты было перевезено 982 тыс т. По данным Росавиации, в 2012 г. объем перевезенных грузов и почты составил 988 тыс т (рост объемов, по сравнению с 2011 г., составил 0,7%), а в 2013 г. было перевезено 1,001 млн т грузов и почты, т.е. рост, по сравнению с 2012 г., достиг 1,3%.
Основными лидерами на рынке грузовых авиаперевозок в России по итогам 2013 г. являются пять авиакомпаний: «ЭйрБриджКарго» (426,4 тыс т грузов), «Аэрофлот» (176,5 тыс т грузов), затем идут «Трансаэро», «Волга-Днепр» и «Сибирь». Следует сказать, что «Аэрофлот» и «Волга-Днепр» по итогам прошлого года, по сравнению с 2012 г., ушли в «минус»: –9% и –19% соответственно.
Расклад по грузовым авиаперевозкам по-прежнему такой: на международные перевозки приходится около 75% грузооборота отечественных авиакомпаний. При перевозках внутри России до 80% грузов перевозится в багажных отсеках пассажирских самолетов на регулярных маршрутах в региональные центры Сибири и Дальнего Востока, около 10% грузов – в рамках северного завоза грузовыми самолетами, около 7% – легкими грузовыми самолетами в труднодоступные районы из региональных центров. Сейчас Россия занимает всего 2% от общего объема мирового рынка грузовых авиаперевозок.
В октябре 2011 г. на заседании Совета депутатов Жуковского, генеральный директор ТВК «Россия» Владимир Власов рассказал о планах развития возглавляемой им компании. В.Власов сообщил, что согласованы границы части территории ЛИИ им. М.М.Громова, выделяемой для международного аэропорта (МА) «Раменское» и выставочного комплекса. Также Владимир Юрьевич сообщил, что ТВК «Россия» совместно со стратегическим партнером-инвестором, которое В.Власов не назвал, создает предприятие с уставным капиталом в 1 млрд. $. После оформление всех документов ТВК «России» приступит к реализации проекта стоимостью 2-2,5 млрд. $. В рамках разработанного проекта планируется построить комплекс консолидации и обработки авиа- и автогрузов площадью 20 тыс. кв. м, склад временного хранения грузов площадью около 3 тыс. кв.м. По словам В.Власова, проектирование объектов «гражданского сектора» аэродрома «Раменское» началось в октябре 2011 г. Строительство первых объектов намечалось начать в феврале 2012 г., а ввод их в эксплуатацию – в 2013 г. После этого выступления наступила продолжительная пауза. Можно сделать вывод, что солидных инвесторов трудно найти при небольшом росте объемов грузовых авиаперевозок в стране.
С 2013 г. руководство ТВК «Россия» решило сделать ставку на пассажирские авиаперевозки в сегменте авиакомпаний с более низкой структурой эксплуатационных расходов, чем у конкурентов, – лоукост-компаний, которые предлагают небольшую плату за перелет в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.
Хотя следует сказать, что ТВК «Россия» полностью не отказалась от идеи развивать грузовое направление. В новом проекте (2013 г.) по развитию аэропортовой деятельности на территории МП «Раменское» фигурируют такие показатели: на первом этапе (до 3-го квартала 2015 г.) намечено построить международный пассажирский терминал, который должен обеспечить ежегодный объем пассажиропотока порядка 400 тыс. человек (максимальная пропускная способность – 1,5 млн. человек). Пропускная способность грузового терминала к 2016 г. должна составить 5 тыс. т. Второй этап (до 2-го квартала 2017 г.) предусматривает ввод в строй второго пассажирского терминала (30 тыс. кв.м.) с пропускной способностью до 5 млн. пассажиров в год, а также грузового терминала (склад консолидации грузов, склад длительного хранения и др.) общей площадью 5 тыс кв.м., способного ежегодно обрабатывать до 20 тыс. т груза.
Общая сумма инвестиций в создание аэропортового комплекса в целом в три этапа в 2014-2019 гг. может составить порядка 7 млрд. руб. При этом финансовые затраты по реализации первого и второго этапов проекта составят порядка 5 млрд. руб.
Видимо неслучайно прекратились разговоры о создании на территории аэродрома ЛИИ особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ), которую планировали создать для успешного функционирования транспортно-логистической составляющей ТВК «Россия». В соответствии с законом, ПОЭЗ не могут включать в себя комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров. Согласно ранее разработанным планам завершение создания ПОЭЗ намечалось на 2014 г.
По поводу пассажирских авиаперевозок стоит сказать, что, если в последние годы наблюдались хорошие темпы роста, то с начала 2014 г. фиксируется тенденция к замедлению. Есть прямая зависимость: рост на 1% объема ВВП дает рост на 0,6% объема авиаперевозок в стране.
Юрий Пономарев