Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В последний день августа 1993 г. в Москве и Жуковском открылся 1-й Международный авиационно-космический салон (МАКС)). За два прошедших десятилетия бренд «МАКС» сумел в сложной конкурентной борьбе завоевать себе место под солнцем
Начало
История отечественных авиасалонов началась в 1911 г., когда в Михайловском манеже Санкт-Петербурга проходила 1-ая Международная воздухоплавательная выставка в России. К проведению международных авиационных выставок Россия вернулась только 82 года спустя, когда в 1993 г. состоялся Международный авиационно-космический салон (МАКС).
Однако до МАКС-93 в августе 1992 г. прошла «репетиция» – Российская авиационная выставка «Мосаэрошоу-92», в которой приняло участие 203 предприятий и организаций из России и стран СНГ, а также 82 фирмы и авиакомпании из стран дальнего зарубежья.
Подведя итоги «Мосаэрошоу-92», правительство России издало 19 ноября 1992 г. распоряжение № 2126 о проведении с 31 августа по 5 сентября 1993 г. на аэродроме Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М.Громова в подмосковном г. Жуковском, в выставочном комплексе «Экспоцентр» на Красной Пресне и на Центральном аэродроме Москвы Международного авиационно-космического салона (МАКС-93).
Противостояние выставочных площадок авиасалона
На территории ЛИИ им. М.М.Громова посетители МАКС-93 могли познакомиться с экспозициями 243 предприятий и организаций из России, стран СНГ и более 80 зарубежных фирм и авиакомпаний. На бетонных площадках аэродрома ЛИИ было размещено 173 летательных аппаратов военного, гражданского и экспериментального назначения. В небо над аэродромом ЛИИ и поймой Москва-реки поднималось немногим более 70 самолетов и вертолетов. По свидетельству российских и зарубежных специалистов, программа демонстрационных и показательных полетов МАКС-1993 на территории аэродрома ЛИИ продолжительностью 3,5 часа, проведенная с учетом самых строгих условий безопасности, стала украшением выставки и была на уровне лучших авиасалонов мира – французского Ле Бурже и английского Фарнборо.
В выставочном комплексе «Красная Пресня» свои новинки продемонстрировали 294 предприятия и организации из России, стран СНГ, а также 90 инофирм и авиакомпаний. На Центральном аэродроме столицы была развернута экспозиция летательных аппаратов отечественной разработки.
Общее число посетителей, побывших на трех выставочных площадках МАКС-93, составило около 430 тыс. человек. По количеству участвовавших в МАКС-93 предприятий, фирм и авиакомпаний из России и стран СНГ (537 фирм-экспонентов) и стран дальнего зарубежья (173 фирмы из 17 стран мира), МАКС-93 намного опередил «Мосаэрошоу-92».
Итоги МАКС-93 были высоко оценены правительством России и научно-техническим сообществом. По итогам авиационно-космической выставки правительством страны было принято решение о регулярном проведении раз в два года по нечетным годам международного авиационно-космического салона в России.
Борьба за место проведения МАКС
Вместе с тем после авиасалона 1993 г. прозвучала обоснованная критика в адрес организаторов авиасалона, основном касающаяся разброса по трем выставочным площадкам различных экспозиций. Это создавало много неудобств участникам и посетителям МАКС, противоречило мировой практике проведения международных авиасалонов и др.
С осени 1993 г. началась борьба правительственных кабинетах за право проведения МАКС на одной площадке: в Москве или Жуковском. Победил здравый смысл, что надо проводить авиасалон на большом аэродроме, где есть возможность показать много образцов авиационной, ракетной и космической техники на наземных стоянках, экспонаты в павильонах, а также обеспечить необходимый уровень безопасности при проведении показательных и демонстрационных полетов большого количества образцов авиационной техники российского и зарубежного производства разного класса и назначения: от сверхлегких до сверхтяжелых. Близость жилой застройки не позволяло это сделать в черте столицы.
Результатом кабинетной борьбы стало появление распоряжения правительства Российской Федерации от 15 июля 1995 г. (приблизительно за месяц до открытия МАКС-1995) № 975-Р, подписанного премьером Виктором Черномырдиным (1938-2010), о проведении с 22 по 27 августа 1995 г. 2-го Международного авиационно-космического салона в России на территории ЛИИ им. М.М.Громова в Жуковском. МАКС-95 окончательно закрепил за Жуковским единое место проведения авиасалона.
Известный бренд
От первого МАКС-93 до одиннадцатого МАКС-2013 пройден большой путь. За два десятилетия дирекцией ОАО «Авиасалон» совместно с городским, областным и федеральным оргкомитетами проделана большая работа по развитию выставочного комплекса на территории аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова, проведены значительные работы по реконструкции подъездных автомагистралей, строительству автостоянок, организации транспортного обслуживания населения и др.
От авиасалона к авиасалону бренд «МАКС» приобретал все большую известность в мире как место заключения контрактов, проведения деловых встреч и переговоров, а также научно-технических симпозиумов и конференций и др.
Стабильно большое участие компаний, предприятий и организаций, работающих в области авиации и космонавтики и смежных с ними отраслях, в авиасалонах в Жуковском сказалось не только на авторитете МАКС, но стало приносить долгожданную прибыль. Когда авиасалон перестал быть мероприятием, требующих от государства постоянных дотаций, госкорпорация (ГК) «Ростехнологии» решили инвестировать значительные средства в развитие выставочного комплекса на территории аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова и его инфраструктуры.
На основании президентского Указа № 1113 от 5 октября 2009 г. «О формировании имущества Национального центра авиастроения» контрольный пакет акций (около 50 %) ОАО «Авиасалон» был передан ОАО «Транспортно-выставочный комплекс (ТВК) «Россия», компании созданной ГК «Ростехнологии». Остальные доли акций остались у правительства Подмосковья, администрации Жуковского и физических лиц (около 15 %).
Юрий Пономарев
Фото Марины Лысцевой