ТВК «России» объявило конкурс для разработки нового плана по развитию аэропорта «Раменское»

В течение трех лет ТВК «Россия» пробует привлечь крупных инвесторов для строительства международного аэропорта «Раменское»

Поиск инвесторов

В середине февраля незадолго до пятилетней годовщины со дня подписания Указа президента России № 217 (20 февраля 2008 г.) о создании Национального центра авиастроения (НЦА) в Жуковском руководство Некоммерческого партнерства (НП) «НЦА» объявило открытый конкурс на право заключения договора на выполнение научно-исследовательской работы по теме: «Разработка бизнес-планов по видам аэропортовой деятельности и схемы генерального плана развития территорий, входящих в периметр ОАО «ЛИИ им. М.М.Громова». Заказчик работ – ОАО «Международный аэропорт «Раменское». Максимальная цена договора – 40 млн руб, включая НДС. Постараемся объяснить, почему понадобился конкурс.

Стоит напомнить, что после того, как разразился финансово-экономический кризис, в конце 2010 г. в «Концепцию создания НЦА в г. Жуковском», озвученную в начале 2009 г., были внесены изменения. Одними из приоритетных стали работы по созданию аэропортового комплекса на территории аэродрома ЛИИ (АПК «Раменское»).

На заседании Совета депутатов Жуковского, состоявшемся 12 октября 2011 г., генеральный директор Транспортно-выставочного комплекса (ТВК) «Россия» Владимир Власов рассказал о планах развития возглавляемой им компании. В.Власов сообщил, что согласованы границы части территории ЛИИ им. М.М.Громова, выделяемой для международного аэропорта (МА) «Раменское» и выставочного комплекса. Также Владимир Юрьевич сообщил, что ТВК «Россия» совместно со стратегическим партнером-инвестором, которое В.Власов не назвал, создает предприятие с уставным капиталом в 1 млрд. $. После оформление всех документов ТВК «России» приступит к реализации проекта стоимостью 2-2,5 млрд. $. В рамках разработанного проекта планируется построить комплекс консолидации и обработки авиа- и автогрузов площадью 20 тыс. кв. м, склад временного хранения грузов площадью около 3 тыс. кв.м. По словам В.Власова, проектирование объектов «гражданского сектора» аэродрома «Раменское» началось в октябре 2011 г. Строительство первых объектов намечалось начать в феврале 2012 г., а ввод их в эксплуатацию – в 2013 г.

22 марта 2012 г. на заседании Совета депутатов Жуковского выступил первый заместитель генерального директора ОАО «ТВК «Россия» Станислав Золотов, отвечающий в компании за транспортное составляющую, который рассказал о проделанной за год работе. Станислав Юрьевич сообщил, что для проведения работ по выделению территории площадью в 42 га в гражданский сектор необходимо около 100 млн. руб., а на строительство новых ангаров аэропорта «Раменское» потребуется от 400 до 500 млн. руб. и что ТВК «Россия» ищет инвесторов для осуществления этих работ, так как компания не получает ни рубля из госбюджета.

18 февраля 2013 г. обозреватель «ЖВ» обратился к С.Золотову с просьбой дать интервью газете, в котором он бы рассказал, что сделано за 2012 г., но Станислав Юрьевич через секретаря отказался от разговора. Из неофициальных источников, известно, что возведение ангаров для ОАО «Международный аэропорт «Раменское» не ведется.

Препятствия для инвесторов

Можно с большой долей уверенности предположить, что на сегодняшний день по-прежнему остро стоит вопрос о привлечении инвестиций в проект по созданию МА «Раменское». Есть несколько факторов, которые оказывают негативное влияние на привлечение инвестиций в создание МА «Раменское».

Во-первых, слабый рост объемов грузовых авиаперевозок в России. Это напрямую связано с тенденцией уменьшения объемов валового внутреннего продукта (ВВП) в России. В частности, по итогам 2012 г. ВВП уменьшился по сравнению с 2011 г. (4,3%) и достиг планки в 3,4%.

В 2011 г. грузов и почты было перевезено около 1 млн. т грузов, что на 5,9% больше, чем в 2010 г. (981 тыс. т). Грузооборот в 2011 г. увеличился на 5% . В прошедшем 2012 г., по данным Росавиации, объем перевезенных грузов и почты составил приблизительно 988 тыс. т, что на 0,7% выше показателя 2011 г. (рост, по сравнению с 2011 г., составил 2,5%).

Основные лидеры на рынке грузовых авиаперевозок – пять авиакомпаний: «ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот», «Волга-Днепр», «Полет», «Трансаэро» и «Сибирь». На международные перевозки приходится 74% грузооборота отечественных авиакомпаний. При перевозках внутри России до 80% грузов перевозится в багажных отсеках пассажирских самолетов на регулярных маршрутах в региональные центры Сибири и Дальнего Востока, около 10% грузов – в рамках северного завоза грузовыми самолетами, около 7% – легкими грузовыми самолетами в труднодоступные районы из региональных центров.

Другой негативный фактор: у аэропортов, входящих в состав Московского авиационного узла, есть резервы по провозным мощностям.

Еще один негативный фактор – это проведение на аэродроме ЛИИ летных испытаний военной авиатехники. Возможно, что в перспективе Минобороны возглавит новый человек, который отрицательно отнесется к интенсивной коммерческой деятельности на испытательном аэродроме, где будут, надо полагать, приниматься самолеты зарубежных фирм и авиакомпаний.

Юрий Пономарев

Фото автора

На снимке: таким в макете видит международный аэропорт «Раменское» руководство ТВК «Россия»