Создание нового технопарка «Авиа Порт Жуковский» вступило в новую стадию

Не «достроив» технопарк федерального уровня, в НЦА решено «возвести» региональный технопарк

С 14 по 16 октября 2015 г. во Дворце культуры Жуковского проходил форум-выставка «Авиаград – новые возможности». Организаторами форума выступили администрация города, Совет по развитию предпринимательства, Молодежный центр «Дружба», Жуковская Торгово-промышленная палата (ЖТПП) и др. Все три дня в фойе ДК проходила выставка ряда градообразующих предприятий Жуковского, учебных заведений авиационно-технического профиля, инновационных фирм и др.

15 октября в Большом зале ДК прошел «круглый стол» под названием «Развитие инновационного бизнеса путем создания бизнес-инкубаторов и технопарков». Модератор «круглого стола» Дмитрий Савенков, ставший в нынешнем году президентом Жуковской ассоциация инновационного развития «ТехноПОРТ», провел презентацию нового технопарка регионального уровня, который решено «строить» в Национальном центре авиастроения (НЦА). Как заявил Д.Савенков, новый технопарк объединит в рамках единой инфраструктуры малые и средние инновационные предприятия авиастроительной и смежный высокотехнологичных областей и войдет как составная часть в Жуковский авиационный кластер.

Этот проект имеет многолетнюю историю. Еще в мае 2011 г. официально было объявлено о реализации проекта регионального технопарка технико-внедренческого типа. Предприятиями-участниками проекта по созданию Инновационно-технического парка «Авиа Порт Жуковский» стали ООО «Транком», ООО «Научно-инженерная компания (НИК)», НП «Инмавис». На правах соинвесторов и технических партнеров выступили ОАО «НПП «Альфа-М», ООО «Телеконт», ООО «Декарт» и др. Через четыре года эта идея получили продолжение, ее в обновленном виде и представил Д.Савенков.

По словам директора департамента реструктуризации производственных активов Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Олега Севрюкова, выступившего на «круглом столе», проект создания регионального технопарка в НЦА поддерживает руководство корпорации. Также этот проект поддерживает Министерство инноваций и инвестиций Московской области, то есть на проект, который требует значительных инвестиций, будет выделено «энное» количество денег из бюджета области. Авторы проекта также просят выделить им несколько десятков гектаров земли для производственных площадок.

Стоит напомнить, что в августе 2009 г. в ДК Жуковского официально объявили о создании Инновационно-технологического парка (ИТП) в рамках НЦА. По плану разработчиков проекта, создание и развитие Технопарка федерального уровня, ориентированного на авиастроение и смежные отрасли, должно было произойти в три этапа в течение пяти лет (до 2014 г.). На первом этапе планировалось привлечь существующие местные и иногородние фирмы, работающие в сфере высоких технологий. На первом этапе фирмы-резиденты должны использовать имеющиеся у них оборудование и помещения. На втором этапе (2011 – 2014 гг.) планировалось продолжить дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, также намечалось построить комплекс зданий Технопарка на правом берегу Москвы-реки на новой территории Жуковского. Третий этап (2015 г.) – это полноценная работа Технопарка.

Первым резидентами Технопарка в августе 2009 г. стали десять фирм: ЗАО «Аэрокон», ЗАО «ЦНТУ «Динамика», ООО «Константа-Дизайн», ООО «Туполев-Сервис» и др. За шесть лет количество фирм-резидентов первого технопарка не увеличилось, оставшись на отметке 10 фирм и организаций.

За прошедшие годы формально объединенные на бумаге фирмы-резиденты Технопарка № 1 остались каждая сама по себе. Фирмы-резиденты так и не создали централизованной сервисной службы, которая позволила бы обеспечить экономию на затратах и повысить качество оказываемых услуг, осуществлять координацию производственно-внедренческой деятельности средних и малых предприятий и др. Строительство комплекса зданий технопарка на берегу Москва-реки вообще не начиналось. Технопарк №1 федерального уровня в рамках создания авиационного инновационного кластера по сей день существует на бумаге.

На вопрос обозревателя «ЖВ» «Зачем в Жуковском создавать второй технопарк, если не получил дальнейшего развития первый технопарк?» ответил директор департамента ОАК Олег Севрюков. Он, в частности, сказал, что раз не получилось создать полноценный технопарк федерального уровня, то надо попробовать создать новый технопарк».

Юрий Пономарев

Фото автора