Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
20 февраля 2015 г. исполнилось семь лет с момента подписания президентом России Указа № 217 о создании Национального центра авиастроении (НЦА)
Прошел год после подписания Указа № 217, и в феврале 2009 г. между правительством Московской области, Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и государственной корпорацией «Ростехнологии» было подписано тройственное соглашение, предусматривавшее создание в Жуковском Национального центра авиастроения (НЦА). 5 октября 2009 г. был подписан еще один Указ президента (№ 1113) по формированию Национального центра авиастроения.
Намечалось, что весь процесс создания НЦА должен быть выполнен в три этапа, каждый продолжительностью по три года. Первый этап планировалось осуществить с 2009 г. по 2012 г. К концу 2015 г. должен был завершен второй этап.
Что рисовали на бумаге
Во время первого этапа намечалось построить на территории аэродрома ЛИИ первоочередные объекты для ОАК, начать строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для Транспортно-выставочного комплекса (ТВК) «Россия» (склады, ангары для обслуживания самолетов и др.), приступить к строительству жилья. Завершить строительство жилья (в основном для персонала НЦА) общей площадью около 2 млн кв м планировалось в 2015 г.
Согласно первоначальным планам, строительство жилых домов (в основном средней этажности) намечалось вести на новых городских территориях правого берега Москвы-реки. Также на правом берегу Москвы-реки предполагалось построить Образовательный центр (Университетский городок), Технопарк. Согласно «Концепции создания НЦА в г. Жуковском», озвученной в начале 2009 г., к 2017 г. в НЦА должно быть создано около 11 тыс рабочих мест.
В начале августа 2009 г. было официально объявлено о создании Инновационно-технологического парка (ИТП) в рамках НЦА. По плану разработчиков проекта, создание и развитие Технопарка федерального уровня, ориентированного на авиастроение и смежные отрасли, должно было произойти в три этапа в течение пяти лет (до 2014 г.). На первом этапе планировалось привлечь существующие местные и иногородние фирмы, работающие в сфере высоких технологий. На первом этапе фирмы-резиденты должны использовать имеющиеся у них оборудование и помещения. На втором этапе (2011-2014 гг.) планировалось дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, также намечалось построить комплекс зданий Технопарка на правом берегу Москвы-реки на новой территории Жуковского. Третий этап (2015 г.) – это полноценная работа Технопарка.
Еще одной большой стройкой НЦА должно было стать создание Особой экономической зоной портового типа (ПОЭЗ) на территории аэродрома ЛИИ (в официальных документах он называется АПК «Раменское»). На выделение и обустройство территории ПОЭЗ отводилось два года (2011-2012 гг.). В эти же годы планировалось создать инженерную инфраструктуру спецзоны. На строительство и реконструкцию дорог отводилось два года – 2012 и 2013 гг. Завершить создание ПОЭЗ намечалось в 2014 г.
Что имеем на сегодняшний день
В течение прошедших пяти лет проект создания Национального центра авиастроения (НЦА) в Жуковском подвергался несколько раз значительной корректировке.
За пять с половиной лет количество фирм-резидентов Технопарка не увеличилось, оставшись на отметке 10 фирм и организаций. Никакого строительство комплекса зданий на берегу Москва-реки так и не развернули. За пять с половиной лет формально объединенные на бумаге фирмы-резиденты Технопарка остались каждая сама по себе. Фирмы-резиденты так и не создали централизованной сервисной службы, которая позволила бы обеспечить экономию на затратах и повысить качество оказываемых услуг, осуществлять координацию производственно-внедренческой деятельности средних и малых предприятий и др.
Несмотря на различные призывы чиновников и руководителей различного уровня, за прошедшие годы новые инновационные частные фирмы не пожелали «плодиться» в значительном количестве в научном центре аэрокосмической промышленности России.
О создании ПОЭЗ вообще перестали говорить, как будто и не было никаких планов.
За прошедшие семь лет построена и открыта для движения подъездная дорога от трассы М-5 «Урал» к ЛИИ с развязкой вначале Туполевского шоссе. Возведено здание штаб-квартиры ОАК, однако управленцы так и не переехали из московской штаб-квартиры в Жуковский.
Выставочная составляющая ТВК «Россия» базируется на основе того, что было создано ОАО «Авиасалон» с 1993 г. по 2005 г.
Подведение итогов
Есть такой объективный показатель – доля страны на мировом рынке гражданской наукоемкой технологии. Доля России в 2014 г. на этом рынке составила всего 0,3%, при этом доля США – 36%, Японии – 30%, Германии – 16%. Ежегодный оборот на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты, газ и древесину. Это триллионы долларов.
Известный американский политолог Джордж Фридман, который возглавляет частное разведывательно-аналитическое агентство Stratfor, называемое в США «теневым ЦРУ», посетив в декабре 2014 г. Россию, сказал в одном из интервью для российских СМИ: «Нужно было использовать последние 10-15 лет высоких доходов от продажи энергоресурсов для диверсификации экономики, но ваши власти этого не сделали. Первые результаты такой диверсификации экономики уже бы дали о себе знать. Упущено целое десятилетие. У вас экономика, которая нормально функционирует только при определенных обстоятельствах: при высоких ценах на энергоносители. У вас есть только один продукт, а он сейчас на мировом рынке в переизбытке»,
Юрий Пономарев