Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
О создании Технопарка Национального центра авиастроения (НЦА) было официально заявлено в августе 2009 г., с тех пор дальнейшее развитие Технопарк федерального значения получил только в обновленном проекте НП «НЦА»
Планы и реалии
Строительство Технопарка на базе ЦАГИ им. проф Н.Е.Жуковского было включено в программу правительства Московской области по созданию промышленных округов – технопарков, разработанную в первой половине прошедшего десятилетия и рассчитанную до 2010 г. Руководство Министерства промышленности и науки Московской области неоднократно заявляло, что в 2010 г., когда технопарк в Жуковском заработает на полную мощность, в нем будет создано 10 тыс рабочих мест, а налоговые поступления составят более 3 млн рублей.
Первоначально Технопарк планировалось создать на пустыре площадью около 3 га, принадлежащем ЦАГИ и расположенном вдоль ул. Мясищева, где собирались построить здания, проложить необходимые коммуникации и др. В 2007 г., когда большинство вопросов по созданию Технопарка, кроме земельного были решены, договоренности по отводу земли для Технопарка были дезавуированы руководством ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского. Создание Технопарка требовало крупных инвестиций и решения вопроса с землеотводом. Правительство Подмосковья и администрация города выбрало путь наименьших затрат на создание Технопарка и постепенное решение проблем с землеотводом.
Свидетельство о рождении
В начале августа 2009 г. было официально объявлено о создании Инновационно-технологического парка (ИТП) в рамках НЦА. По плану разработчиков проекта, создание и развитие Технопарка федерального уровня, ориентированного на авиастроение и смежные отрасли, должно было произойти в три этапа в течение пяти лет (до 2014 г.). На первом этапе планировалось привлечь существующие местные и иногородние фирмы, работающие в сфере высоких технологий. На первом этапе фирмы-резиденты должны использовать имеющиеся у них оборудование и помещения. На втором этапе (2011 – 2014 гг.) планировалось продолжить дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, также намечалось построить комплекс зданий Технопарка на правом берегу Москвы-реки на новой территории Жуковского. Третий этап (2015 г.) – это полноценная работа Технопарка.
Первым резидентами Технопарка в августе 2009 г. стали десять фирм: ЗАО «Аэрокон», ЗАО «ЦНТУ «Динамика», ООО «Константа-Дизайн», ООО «Туполев-Сервис» и др. За четыре года количество фирм-резидентов первого технопарка не увеличилось, оставшись на отметке 10 фирм и организаций. Никакое строительство комплекса зданий на берегу Москва-реки не начиналось ни в 2011 г., ни в 2012 г.
Декларации о намерениях
Руководство ОАО «Некоммерческое партнерство «НЦА» в программных документах сообщает, что Инновационный комплекс (ИК) «Жуковский» (Технопарк «Жуковский») построят в будущем на правом берегу Москва-реки недалеко от нового микрорайона «Правобережье – Север».
По замыслу разработчиков проекта, «Технопарк объединит в рамках единой инфраструктуры малые и средние инновационные предприятия авиастроительной и смежных отраслей, что позволит создать комфортную экосистему для взаимовыгодной и всесторонней интеграции между ними путем обмена знаниями, технологиями, опытом и разработками в сфере высоких технологий и наукоемких производств, а также создания и развития новых инновационных предприятий». Цитирую далее: «Миссия ИК «Жуковский» – развитие и коммерциализация передовых технологий в авиастроении смежных отраслях».
Однако за четыре прошедших года формально объединенные на бумаге фирмы-резиденты Технопарка так и остались каждая сама по себе. Фирмы-резиденты так и не создали централизованной сервисной службы, которая позволила бы обеспечить экономию на затратах и повысить качество оказываемых услуг, осуществлять координацию производственно-внедренческой деятельности средних и малых предприятий и др.
Несмотря на различные призывы чиновников и руководителей различного уровня, за последние четыре года не пожелали «плодиться» в научном центре аэрокосмической промышленности России в значительном количестве новые инновационные малые и средние фирмы.
Прогноз
Можно с большей долей уверенности предположить, что в ближайшей перспективе в создание Технопарка НЦА будет идти по-прежнему в вялотекущем режиме. Во многом темпы развития НЦА определяются состоянием дел в Объединенной авиастроительной корпорации, у которой гражданский сектор на протяжении многих лет является нерентабельным из-за штучного производства авиалайнеров. Другой важный фактор – это замедление темпов роста отечественной экономики, свидетельствующее об исчерпании возможностей текущей модели экономического развития страны.
Можно сколь угодно чертить на бумаге планы по развитию малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере, но статистика в целом по стране по малому и среднему бизнесу удручающа. По утверждению экспертов организации «Опора России», по результатам анализа статистических данных, в 2011 г. закрылось предприятий малого и среднего бизнеса в России больше, чем в кризисный 2008 г., а в 2012 г. их количество уменьшилось, по сравнению с предыдущим годом, на 10%. При наличии такой тенденции, соответственно, количество малых и средних инновационных предприятий не будет расти.
Игорь Лот
Схема с сайта НП «НЦА»