Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На прошедшем МАКС-2013 впервые был представлен прототип комплексного тренажера экипажа усовершенствованного вертолета Ми-171А2, который готовится к летным испытаниям
Представленный на авиасалоне прототип тренажера винтокрылой машины – это совместная разработка ЦНТУ «Динамика» и Ульяновского конструкторского бюро приборостроения (УКБП), входящего в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии (КРЭТ)». Концерн в свою очередь входит в состав в госкорпорации «Ростех» («Ростехнологии»).
Участие в разработке тренажера УКБП связано с тем, что ульяновская фирма является головным разработчиком интегрированного бортового комплекса радиоэлектронного оборудования КБО-17 вертолета Ми-171А2. В комплексе КБО-17 реализуется принцип так называемой «стеклянной кабины», когда вся основная полетная информация выводится на экраны цветных жидкокристаллических дисплеев
По словам разработчиков тренажера, в рамках проекта по созданию прототипа тренажера Ми-171А2 УКБП совместно с ЦНТУ «Динамика» разработали полностью оснащенный макет кабины в максимальном соответствии с внутренним интерьером кабины вертолета. «Динамика» поставила восьмиканальную сферическую проекционно-экранную систему визуализации и моделирующий вычислительный комплекс, обеспечивающий работу всех систем тренажера. В качестве системы генерации изображения использована система «Радуга-КД», разработанная компанией «Константа-Дизайн» с высоким уровнем реалистичности моделируемого виртуального мира. Следует отметить, что создание тренажера экипажа вертолета Ми-171А2 ведется не вдогонку, а параллельно с разработкой самого вертолета, первый летный экземпляр которого построен на авиазаводе в Улан-Удэ и сейчас готовится к заводским летным испытаниям на МВЗ им. М.Л.Миля в Панках.
Машина Ми-171А2 ОП-1 была представлена на авиасалоне МАКС-2013. Планируется, что проведение опытно-конструкторских работ, испытания и сертификация усовершенствованного вертолёта с последующей передачей его для серийного производства завершатся во второй половине 2014 г. Вертолёт планируется сертифицировать по нормам АП-29. Серийное производство вертолета должно начаться в 2015 г.
Вертолет Ми-171-А2 станет в перспективе основной серийной моделью многочисленного семейства вертолетов марки Ми-8/17/171. Сейчас в портфеле заказов на Ми-171А2 сформированы мягкие контракты на 26 машин от заказчиков из России, Украины и Бразилии. Поставки по первым контрактам планируются начать в 2015 - 2016 гг.
По расчетам разработчиков, дальность полета Ми-171А2 с основными топливными баками составит 850 км, по сравнению с 610 км у вертолетов марки Ми-171. Также увеличится крейсерская скорость полета.
Юрий Пономарев
Фото автора