В Жуковском решили создать Технопарк № 3

 

 

Некоторые мысли в связи с появлением деклараций о создании авиационного кластера в Жуковском

В середине июля прошлого года в ЦАГИ состоялось совещание, по итогам которого на МАКС-2017 было подписано соглашение о создании в городе Жуковском «кластера авиационных технологий». Соглашение подписали руководители шести предприятий Жуковского: ЦАГИ, ЛИИ, НИИАО, ЭМЗ, ЦНТУ «Динамика» и Научно-инженерной компании (НИК). Было заявлено, что «спецификой кластера является объединение ведущих научных институтов авиационно-космической отрасли посредством налаживания между ними коммуникации». В пресс-релизе было сказано, что в создаваемом авиакластере собираются решать не только проблемы реализации отдельных проектов, но и ставится цель повысить эффективность использования результатов, полученных с использованием бюджетных средств.

Весной 2017 г. правительство Московской области на мероприятии под названием «Инвестируем в Жуковский» представило план инвестиционного развития города. Согласно представленному проекту, планируется создание на территории города нескольких зон, главные из которых это технопарк (в городской черте) и индустриальный парк на землях к юго-западу от торца взлетно-посадочной полосы (ВПП № 004) аэродрома ЛИИ.

В конце декабря 2017 г. официально объявили, что оформлена безвозмездная передача земельного участка площадью 343 га из федеральной собственности в собственность городского округа Жуковский для реализации инновационного проекта: производства беспилотных летательных аппаратов.

В связи с этими событиями стоит напомнить, что в августе 2009 г. в Жуковском официально объявили о создании Инновационно-технологического парка (ИТП) в рамках проекта по созданию Национального центр авиастроения (НЦА). По плану разработчиков проекта, создание и развитие Технопарка федерального уровня ориентировалось на авиастроение и смежные отрасли и должно было произойти в три этапа в течение пяти лет (до 2014 г.). На первом этапе планировалось привлечь существующие местные и иногородние фирмы, работающие в сфере высоких технологий. На первом этапе фирмы-резиденты (10 фирм Жуковского) должны были использовать имеющиеся у них оборудование и помещения. На втором этапе (2011 – 2014 гг.) планировалось продолжить дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, также намечалось построить комплекс зданий Технопарка на правом берегу Москвы-реки на новой территории Жуковского. На третьем этапе (2015 г.) намечалось, что Технопарк № 1 начнет полноценно работать.

За прошедшие годы формально объединенные на бумаге фирмы-резиденты Технопарка № 1 остались каждая сама по себе. Фирмы-резиденты так и не создали централизованной сервисной службы, как  намечали, которая позволила бы обеспечить экономию на затратах и повысить качество оказываемых услуг, осуществлять координацию производственно-внедренческой деятельности средних и малых предприятий и др. Строительство комплекса зданий технопарка на берегу Москва-реки вообще не начиналось. Можно с большой долей уверенности предположить, что Технопарк №1 федерального уровня в рамках создания авиационного инновационного кластера в НЦА по сей день существует только на бумаге.

15 октября 2015 г. в Большом зале ДК прошел «круглый стол» под названием «Развитие инновационного бизнеса путем создания бизнес-инкубаторов и технопарков». Модератор «круглого стола» Дмитрий Савенков, ставший в 2016 г. президентом Жуковской ассоциации инновационного развития «ТехноПОРТ», провел презентацию нового технопарка регионального уровня, который было решено «строить» в НЦА. Д.Савенков заявил на мероприятии, что новый технопарк объединит в рамках единой инфраструктуры малые и средние инновационные предприятия авиастроительной и смежный высокотехнологичных областей и войдет как составная часть в Жуковский авиационный кластер. Предприятиями-участниками проекта по созданию Инновационно-технического парка (ИТП)  «Авиа Порт Жуковский» стали  ООО «Транком», ООО «Научно-инженерная компания (НИК)» и др. В 2016 и 2017 гг. о ИТП ««Авиа Порт Жуковский» не было никакой информации.

Возникает вопрос: «Зачем в Жуковском создавать третий технопарк, называемый сейчас авиакластером, если не получили дальнейшего развития первый и второй технопарки?»

Практика показывает, что столь масштабные проекты государственного значения, как НЦА, успешно реализуются тогда, когда эффективно функционирует экономика в целом, и, как следствие, происходит успешное развитие наукоемких технологий и, в частности, такой отрасли, где сосредоточены высокие технологии, как аэрокосмическая промышленность.

При такой тенденции, вполне возможно, что лет через пять мы услышим о создании Технопарка № 4 в Жуковском.

 

Юрий Пономарев

 

Фото автора

 

На снимке: макет Технопарка № 1 (темные здания внизу снимка)