В НИИАО завершили НИР по программе ПЭС и начали создавать стенд

Концерн «КРЭТ» завершил НИР в рамках программы по разработке полностью электрического самолета и начинает этап ОКР

Руководство концерна «Радиоэлектронные технологии (КРЭТ)» заявило в конце ноября нынешнего года, что завершены научно-исследовательские работы (НИР) по созданию электроэнергетического комплекса (ЭЭНК) полностью электрического самолета (ПЭС), которые проводились в рамках общей НИР по повышению электрификации самолётов. В сообщении сказано, что «разработчиками выполнены необходимые чертежи, определены оптимальные параметры источников электроэнергии и сформированы технические задания. Исследования по выбору типа и параметров системы электроснабжения ПЭС проводились применительно к ближне-среднемагистральному пассажирскому самолету (БСМС) вместимостью 130-230 человек». Следующий этап реализации проекта – проведение опытно-конструкторских работ (ОКР).

Функции головного предприятия в КРЭТ по выполнению НИР по программе ПЭС были возложены на НИИ авиационного оборудования (НИИАО). В проведении НИР также участвовал ряд отраслевых ОКБ.

Координаторами работ по проекту ПЭС являются такие научно-исследовательские центры, как ЦАГИ, ЦИАМ и НИИАО. Заказчиком работ является Объединенная авиастроительная корпорация.

В рамках программы ПЭС в ЦАГИ были проведены работы по электрификации системы исполнительных приводов самолета. В перспективе это позволит отказаться от использования на самолете гидросистемы и гидравлических приводов. Также специалисты ЦАГИ участвовали в разработке экспериментальных образцов электрических приводов и провели их испытания на стендах Института.

В НИИАО за проведение НИР по теме ПЭС отвечал директор-главный конструктор НИИАО Виталий Сучков. Основную стендовую базу по ПЭС планируется создать в НИИАО и там же провести основные испытания в рамках программы. В течение 2014 г. велась закупка оборудования для изготовления стенда в НИИАО.

Справка сайта

В настоящее время на самолетах используются три вторичные энергетические системы: электроснабжения, гидравлическая и пневматическая. Такое построение бортовой системы энергоснабжения для перспективных летательных аппаратов(ЛА) не является оптимальным, требует существенных затрат на его эксплуатацию и вызывает значительные трудности при интеграции бортового оборудования. Одним из наиболее перспективных направлений создания конкурентоспособного отечественного самолета является переход к концепции ЛА с полностью электрифицированным оборудованием (условное устоявшееся наименование – «полностью электрический самолет» или ПЭС).

Реализация концепции ПЭС применительно к БСМС позволит существенно уменьшить вес бортового оборудования (не менее чем на 3,5 т) и повысить топливную экономичность (на 15-20%), что приведет к повышению надежности и ресурса самолета, снижению стоимости эксплуатации, улучшению его летно-технических и экологических характеристик.

Юрий Пономарев