Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Начиная с 2003 г. компания ООО «Научно-исследовательская компания (НИК)», а затем компания ООО «ГиРос» г. Жуковский, имеющая лицензию на право проведения НИОКР в области создания летательных аппаратов, занимаются созданием легких многоцелевых автожиров для применения в народном хозяйстве.
В 2005 г. был создан экспериментальный автожир «Адель» для применения в сельском хозяйстве и в этом же году были начаты летные испытания этого автожира на аэродромной площадке в подмосковном Воскресенске. Полеты также производились и на взлетной полосе ЛИИ им. М.М.Громова.
На основе опыта разработки и испытаний «Адели», а также научно-конструкторских изысканий, проведенных ООО «ГиРос», был создан многоцелевой автожир ГиРос-1 «Фермер». Это легкий одноместный аппарат, разработанный в соответствии с требованиями авиационных правил АП-27, что сделано с целью развертывания серийного производства автожира. На «Фермере» установлен поршневой бензиновый двигатель Subaru EZ 3.0 мощностью 200 л.с. и двухлопастный ротор фирмы Sportcopter. Расход топлива составляет 15-16 кг на 100 км. Дальность полета с коммерческим грузом 110 кг равна 380 км.
Впереди пилотской кабины «Фермера» расположен грузовой отсек размером 0,5 х 0,6 м, который может использоваться для перевозки грузов или установки бака для химикатов емкостью 150 литров. Минимальная скорость горизонтального полета «Фермера» всего 35-50 км/ч.
Первый полет автожира ГиРос-1 «Фермер» состоялся 2 мая 2011 г. Сейчас винтокрылый летательный аппарат проходит летные испытания. Основное назначение «Фермера» – проведение сельскохозяйственных работ.
В мае 2012 г. начались наземные испытания двухместного легкого автожира ГиРос-2 «Егерь». По компоновке он отличается от своих предшественников, имеет более просторную, с хорошим полем обзора кабину пилотов. Этот летательный аппарат способен преодолевать расстояние дальностью до 400 км с грузом массой 110 км. При взлетной массе до 820 кг «Егерь» может совершать взлет и посадку на короткие неподготовленные грунтовые площадки.
К этому летательному аппарату проявляет большой интерес МЧС России и другие ведомства, заинтересованных в проведении мониторинга территорий, в том числе и Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, а также со стороны многих зарубежных фирм.
В осуществлении проектов по разработке автожиров ГиРос-1 и ГиРос-2 приняли участие более 350 специалистов из городов Жуковский, Воскресенск, Фрязино и др. (80% из них – в возрасте до 40 лет), а также в работах по отдельным направлениям участвовали специалисты ЦАГИ им. профессора Н.Е.Жуковского, ЛИИ им. М.М.Громова, ЭМЗ им. В. М.Мясищева, МВЗ им. М.Л. Миля и др.
Стоимость всей программы создания автожиров ГиРос-1 «Фермер» и ГиРос-2 «Егерь», включая создание отечественной несущей системы (лопасти винта из композиционных материалов), доработку опытных образцов и их испытания, подготовку серийного производства, изготовление трех экземпляров установочной партии и их сертификацию, по оценке рентабельности проекта, проведенной специалистами вертолетной отрасли, составляет порядка 290 млн рублей. Предполагаемая цена одного серийного автожира составит порядка 6 млн руб. Для сравнения: цена вертолета такого же класса – около 12 млн руб.
Сейчас компанией «ГиРос» ведутся работы по проектированию многофункционального грузопассажирского автожира ГиРос-3 (предусмотрен санитарный вариант), а также сельскохозяйственного автожира ГиРос-4 с грузоподъемностью до 500 кг.
Стоимость программы создания пятиместного автожира ГиРос-3, по экспертным оценкам, может составить не более 500 млн руб. Ориентировочный срок реализации проекта – 2013-2015 гг. По оценке НП «Росавиацентр», потребность в автожирах такого класса и назначения в нашей стране уже сейчас составляет более 1000 штук в год. Стоимость одного серийного автожира ГиРос-3 не будет превышать 10 млн руб.
Стоимость программы создания автожира сельскохозяйственного назначения ГиРос-4 может составить 400 млн рублей. Стоимость одного серийного автожира не будет превышать 6 млн руб.
Компания «ГиРос» и ООО «Агро Авиа Воскресенск» разработали программу создания легких многоцелевых автожиров для широкого применения в разных отраслях экономики. В рамках этой программы ведутся работы по развитию Летно-испытательного центра компании «ГиРос» на базе аэродромной площадки «Воскресенск» с учетом реализации социальных программ по работе с молодежью. Следует отметить, что администрация Воскресенска поддерживает развитие инфраструктуры аэродромной площадки, а также производственного центра, так как видит в них достижение дополнительного социального эффекта и возможность создания новых рабочих мест особенно для молодежи.
Сейчас предприятие ОАО «Гиропланы Ру Пат» создает в г. Воскресенск Московской области на базе разрушенного молокозавода (площадь территории 2 га), которое находится в настоящее время в собственности «Гиропланы Ру Пат», производственный центр. Восстановительные работы ведутся за счет личных средств молодых энтузиастов, видящих свое будущее в авиационной отрасли. Все программы по разработке автожиров планируется реализовать на этом предприятии совместно с другими предприятиями оборонного комплекса Воскресенского района. Срок реализации проекта – 2013 г.
В целях развития малой авиации на аэродромной площадке «Воскресенск»осуществлено базирование одного из центров подготовки пилотов Федерации СЛА РФ. Ведется подготовка предложений по созданию летно-технической базы сертификационного центра летательных аппаратов малой авиации.
При соответствующей модернизации этой посадочной площадки ее можно приспособить к приему и выпуску воздушных судов авиации общего назначения легкого класса (с взлетной массой до 5700 кг) и перевести ее в разряд аэродрома местных воздушных линий.
Аэродромная площадка «Воскресенск» относится к неклассифицированным площадкам и находится в ведении и в собственности ООО «АГРО Авиа Воскресенск». Восстановлена в реестре и поставлена на учет МТУ ВТ ЦР ФАВТ 26.01.2008 г. (свидетельство о регистрации No. 10-2008). В соответствии с «Инструкцией по производству полетов в районе площадки «Воскресенск», утвержденной Центральным управлением Федеральной аэронавигационной службы 26.12.2008 г., ООО «АГРО АВИА Воскресенск» обеспечивает все виды аэродромной деятельности на этой площадке.
По большому счету проект, осуществляемый совместными усилиями ООО «ГиРос», ООО «НИК» и «Агро Авиа Воскресенск», выходит далеко за рамки районного масштаба. Это проект государственного значения. В широком смысле – это попытка возродить отечественную малую авиацию, о которой много говорят в последнее время на высоком государственном уровне, это попытка возродить отечественную авиационную инфраструктуру.
Юрий Пономарев
Фото ООО «ГиРос»
На снимке: автожир ГиРос-2