НИИАО отметило свой 30-летний юбилей

27 февраля 2013 г. во Дворце культуры Жуковского прошло торжественное мероприятие, посвященное 30-летию НИИ авиационного оборудования (НИИАО)

В начале торжественной части показали любительский документальный фильм, подготовленный Советом молодых специалистов НИИАО, который называется «Гордимся прошлым и строим будущее». Затем последовало оптимистичное поздравительное выступление генерального директора Института Вячеслава Чернышова. Далее в мажорном ключе последовали другие поздравительные выступления.

На юбилейных мероприятиях не принято много и обстоятельно говорить о проблемах, тем более которых очень много. Анализируя юбилейный пресс-релиз предприятия, трудно понять, какие позиции сейчас занимает НИИАО в отечественном авиационном приборостроении. Еще пять лет назад в НИИАО рассчитывали занять ведущую позицию в большой и длительной работе по созданию интегрированного цифрового комплекса пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования (авионики) перспективного ближне-среднемагистрального самолета МС-21.

До середины 2011 г. НИИАО являлось системным интегратором в создании комплекса авионики для МС-21. Разработка комплекса авионики для нового отечественного авиалайнера МС-21 велось в кооперации с рядом отечественных и зарубежных предприятий. В 2009 г., когда пост президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» занимал Алексей Федоров, были выбраны разработчики и поставщики комплекса авионики МС-21: ОАО «Концерн «Авионика» (Россия) вместе с «Рокуэлл Коллинз» (США), а в качестве разработчиков и в дальнейшем поставщиков комплексной системы управления самолета – компании «Авиаприбор-Холдинг» (Россия) вместе с «Гудрич AS» (Франция) и «Рокуэлл Коллинз». В НИИАО планировалось создать стенд для отработки интегрированного комплекса авионики МС-21. Первую очередь стенда намечалось задействовать в конце 2013 г. – в начале 2014 г.

Стоит заметить, что до лета 2011 г., в соответствии с концепцией интегрированной модульной авионики, российскими и американскими компаниями для семейства самолетов МС-21 создавался новый интегрированный комплекс авионики третьего поколения ИКБО-21. В апреле 2011 г. был защищен эскизный проект этого комплекса авионики, а затем наступила пауза.

Неожиданная пауза наступила после того, как в первой половине 2011 г. президентом ОАК был назначен Михаил Погосян, и тогда же им был объявлен курс на максимальную унификацию комплекса авионики авиалайнера МС-21 с аналогичным оборудованием регионального самолета «Суперджет-100» (SSJ-100). Как известно, системным интегратором комплекса авионики авиалайнера SSJ-100 является французская компания «Талес». Следует добавить, что в разработке комплекса для SSJ-100 принимало участие около двух десятков зарубежных компаний: американские «Рокуэлл Коллинз» и «Хонивелл Теледайн», канадская «Эстерлайн CMC Электроникс» (разработчик системы управления полетом СМА-9000) и др.

После афиширования нового курса М.Погосяна, в НИИАО «притормозили» работы по комплексу авионики для МС-21. В июле 2011 г. приказом М.Погосяна (№ 92) в ОАК был создан Центр комплексирования, который стал головной организацией в ОАК по созданию комплексов авионики для семейства пассажирских самолетов МС-21, новых модификаций регионального самолета SSJ-100 и самолетов транспортной авиации. 100% акций ООО «ОАК – Центр комплексирования (ЦК)» принадлежит ОАО «ОАК». Возглавляет ОАК-ЦК Зураб Абутидзе. Он же одновременно руководит ОАО «Авиаприбор-Холдинг», которое входит в структуру концерна «Авиаприборостроение», созданного госкомпанией «Ростехнологии (Ростех)». Следует заметить, что до 1997 г. в течение нескольких лет Зураб Северианович руководил ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП)». Надо полагать, что не случайно УКБП также стало головной организацией по созданию перспективного отечественного комплекса авионики третьего поколения. НИИАО по этой теме является одним из соисполнителей.

Более десяти лет в НИИАО по заказу ОАО «Газпром» работали над созданием базового комплекса авионики для вертолета Ка-226АГ. Несколько лет назад решением генерального директора концерна «Авиаприборостроение» Андрея Тюлина вертолетная тематика была передана УКБП. Было это сделано постепенно. Вначале  УКПБ сделали головным предприятием по созданию комплекса КБО-226Т, который с конца 90-х разрабатывали в НИИАО. В настоящее время поставки бортового радиоэлектронного оборудования для вертолетов составляют примерно четверть выручки концерна «Авиаприборостроение», и, по мнению экспертов, в среднесрочной перспективе они будут доминировать. Так НИИАО лишилось «хорошего куска пирога».

Можно с большой долей уверенности предположить, что руками А.Тюлина Зураб Северианович устранил в сфере разработки авионики для винтокрылой авиатехники такого серьезного конкурента, как НИИАО. Теперь комплекс КБО-226Т остается разве что «сдать» в музей Института.

Осенью 2012 г. по решению руководства НИИАО, после скандалов, связанных с руководством концерна «Авиаприборостроение» и отставкой генерального директора Андрея Тюлина, Институт  «ушел» из концерна «Авиаприборостроение» (в состав которого входил с 2009 г. и где считался головным предприятием) под «крышу» ОАО «Концерн Радиоэлектронные технологии».

Сейчас одной из приоритетных работ для НИИАО является разработка новой модернизированной версии комплекса авионики для самолета-амфибии Бе-200. Это лишь небольшой «кусочек пирога», который отечественные авиаприборостроительные предприятия рвут на части, так как мало крупных авиационных программ.

Досье сайта

Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИАО), был создан в 1983 г. на базе филиала ЛИИ и присоединенного к нему СОКБ ЛИИ в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 31 декабря 1982 г. О создании НИИАО было официально объявлено в приказе МАП № 99 от 24 февраля 1983 г. Эту дату принято считать днем рождения института.

Юрий Пономарев