Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
До конца нынешнего года должны начаться летные испытания третьего опытного истребителя Т-50, оснащенного РЛС с АФАР
Бортовая радиолокационная станция (РЛС) с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), входящая в состав высокоавтоматизированной многофункциональной интегрированной радиоэлектронной системы (ВМИРС) истребителя пятого поколения Т-50, создана в НИИП им. В.В.Тихомирова. Опытные образцы РЛС с АФАР можно было увидеть в экспозиции НИИП на МАКС-2009 и МАКС-2011.
Когда проходил МАКС-2011, в Институте еще два опытных образца РЛС с АФАР для Т-50 проходили испытания на стенде. Первый опытный образец новой РЛС проходит отработку на стенде НИИП в течение более двух лет, а второй – около года. Третий опытный образец РЛС с АФАР прошел в нынешнем году стендовые испытания, затем ее после приемо-сдаточных испытаний установили на третьей опытной машине Т-50-3.
По неофициальной информации, в настоящее время на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО) завершает подготовка к летным испытаниям третьего образца перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) – машины Т-50-3. Планируется, что после нескольких тестовых полетов машины Т-50-3 будет задействована РЛС и начнется отработка радиолокационной аппаратуры в составе комплекса авионики истребителя.
Разработчики НИИП не скрывают трудностей, которые приходится им преодолевать при создании РЛС с АФАР, в которой применяется отечественная электронная компонентная база. Освоение ее производства идет с большим напряжением. Особенно в части производства приемо-передающих модулей.
В состав ВМИРС истребителя Т-50 входят пять радиолокационных постов. Приоритет в разработке и испытаниях отдается передней АФАР и ее интеграции с другими бортовыми системами. Следует добавить, что РЛС с АФАР имеет много новых режимов работы, которые впервые будут применяться в отечественной практике.
Осталось дождаться начала испытаний РЛС с АФАР в воздухе, которые, несомненно, станут кульминационным событием для НИИП в 2011 г.
Досье сайта
Первый полет истребителя Т-50-1 состоялся на аэродроме Дзенги в Комсомольске-на-Амуре 29 января 2010 г. В начале марта 2011 г. там же впервые поднялся в воздух второй летный образец – машина Т-50-2. На начало ноября обе машины суммарно совершили 100 полетов. Самолеты Т-50-1 и Т-50-2 не оснащены РЛС с АФАР.
Максимальная взлетная масса истребителя – 35,5 т. Максимальная бесфорсажная скорость полета – М=1,1. Практический потолок – около 20 км. Практическая дальность на крейсерской скорости – 2,7тыс. км.
Юрий Пономарев
Фото компании «Сухой»