НИИАО – системный интегратор комплекса авионики авиалайнера МС-21

 

 

На МАКС-2011 «гвоздем» экспозиций самолетостроительных фирм, входящих в ОАК, расположенных в павильонах, были полноразмерный макет кабины пилотов и части салона авиалайнера МС-21, разрабатываемого корпорацией «Иркут» как головного предприятия.

Системным интегратором по созданию комплекса авионики для нового авиалайнера в кооперации с рядом отечественных и зарубежных предприятий является НИИ авиационного оборудования (НИИАО). Ранее предполагалось, что системным интегратором комплекса авионики будет НПК «Иркут». Для семейства самолетов МС-21 создается новый интегрированный комплекс цифрового бортового радиоэлектронного оборудования третьего поколения – ИКБО-21. ИКБО-21 разрабатывается в соответствии с концепцией интегрированной модульной авионики. В апреле 2011 г. был защищен эскизный проект на комплекс авионики самолета МС-21.

За разработку комплекса пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования для МС-21 отвечают «Концерн «Авионика» (Россия) вместе с «Рокуэлл Коллинз» (США), а за комплексную систему управления самолета – компании «Авиаприбор-Холдинг» (Россия) вместе с «Гудрич AS» (Франция) и «Рокуэлл Коллинз» (США). По официальной информации, на финансирование работ по созданию комплекса авионики МС-21 выделяется 9 млрд руб.

Для справки

Семейство МС-21 будет включать три модификации самолета (МС-21-200, МС-21-300 и МС-21-400), отличающихся длиной фюзеляжа и вместительностью (от 130 до 210 пассажиров

Самолеты МС-21 придут на замену Ту-154 и Ту-204, а также зарубежным А320 и Боинг-737, широко использующимися российскими авиакомпаниями. Вместе с самолетами семейства «Суперджет-100» авиалайнеры семейства МС-21 потенциально смогут удовлетворить более 80% потребностей отечественных авиакомпаний в новых самолетах. Ожидается, что основную конкуренцию авиалайнеру МС-21 на мировом рынке составит аналогичный китайский самолёт COMAC C919.

В целом программа создания авиалайнера МС-21 оценивается в 190 млрд. руб. (более 6 млрд. $), из которых 90 млрд. руб. должны составить средства из внебюджетных источников. Сейчас известно, что около 30 млрд. руб. из собственных средств собирается выделить на МС-21 головная фирма-разработчик самолета – НПК «Иркут», входящая в состав ОАК.

Юрий Пономарев

Фото автора