Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На МАКС-2011 ФГУП «ЛИИ им. М.М.Громова» на статической стоянке продемонстрировал летающую лабораторию – самолет Ил-76ЛЛ, на котором испытывается индийский реактивный двигатель «Кавери» GTX-35VS.
По словам первого заместитель начальника института по науке – начальника Научно-исследовательского центра Владислава Цыплакова, на 15 августа выполнено 27 полетов Ил-76ЛЛ, а еще предстоит 16 полетов. Начало летных испытаний индийского двигателя на Ил-76ЛЛ было положено 3 ноября 2010 г.
Российско-индийский контракт на проведение летных испытаний ТРДД «Кавери» GTX-35VS на летающей лаборатории – самолете Ил-76, принадлежащего ЛИИ, был подписан 2 августа 2007 г. при участии ОАО ««Рособоронэкспорт». Ранее планировалось для проведения летных испытаний двигателя «Кавери» использовать самолет Ту-16ЛЛ, но впоследствии решили задействовать Ил-76ЛЛ, на котором испытывался опытный образец отечественного винтовентиляторного двигателя НК-93 в 2007 г.
Разработка двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРДД) «Кавери» GTX-35VS Газотурбинной лабораторией GTRE индийского Агентства по оборонным исследованиям и разработкам DRDO для истребителя LCA «Теджас» ведется с 1989 г. Изначально двигатель «Кавери» создавался для индийского сверхзвукового легкого истребителя LCA «Теджас». Обе программы велись параллельно, однако позднее стали независимыми. Предполагалось, что «Кавери» будет устанавливаться на все версии истребителя «Теджас», но в октябре 2010 года Минобороны Индии в результате тендера выбрало американские силовые установки F414-GE-INS6 для модификации «Теджас» Мк.2.
Юрий Пономарев
Фото автора