Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
После МАКС-2017 в НИИ авиационного оборудования собираются провести очередное сокращение штатов
С 1 января нынешнего года в НИИАО перешло на новое штатное расписание, было уволено значительно количество сотрудников, упразднено ряд подразделений, сузился круг задач, решаемых Институтом. Значительное количество сотрудников Института перевели в РПКБ. Весной текущего года численный состав НИИ авиационного оборудования (НИИАО) был доведен примерно до 350 человек. По неофициальной информации, после МАКС-2017 решено сократить еще 70 сотрудников Института.
Проводимые в отношении НИИАО реформы руководством АО «Концерн радиоэлектронных технологии (КРЭТ)», которое входит в состав госкорпорации «Ростех», позволяют сделать предположение, что корпорации нужен небольшой компактный Институт, стендово-моделирующую базу которого могло бы использовать для работы в рамках совместных проектов Раменское приборостроительное КБ (РПКБ). Следует сказать, что НИИАО и РПКБ входят в состав АО «КРЭТ», которым руководит Николай Колесов, а РПКБ с июня 2015 г. руководит зять Н.Колесова – Даниил Бренерман.
В настоящее время НИИАО и РПКБ совместно работают в рамках проекта по созданию цифрового комплекса авионики ЦПНК-114М2 для модернизированного турбовинтового самолета Ил-114-300. На самолете местных воздушных линий (МВЛ) Ил-114-300 намечено установить усовершенствованный цифровой комплекс пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования ЦПНК-114М2. Стоит отметить, что базовый комплекс авионики ЦПНК-114 для машины Ил-114 был разработан в конце 80-х годов прошлого столетия специалистами НИИАО.
За счет перехода на авионику нового поколения масса блоков ЦПНК-114М2 сократиться вдвое и составит около 265-270 кг. Сейчас в Узбекистане находятся в эксплуатации машины Ил-114-100, оснащенные ЦПНК-114М тоже разработки НИИАО с использованием ряда блоков (в частности, радиосвязного оборудования и БКВ) американской компании «Коллинз» (Collins).В рамках программы по импортозамещению разработчики Ил-114-300 решили отказаться от установки блоков компании «Коллинз»
Доработки для усовершенствованной машины Ил-114-300 также включают применение новых кабелей с переходом на провода из современных материалов. Это дает экономию массы около 400 кг. Вместе с другими мероприятиями по замене на более совершенное оборудование это позволит сократить массу пустого снаряженного самолета Ил-114-300 и повысить дальность полета с 64 пассажирами до 1900 км.
На площадке НИИАО создается стендово-моделирующий комплекс для отработки ЦПНК-114М2. Разработан детальный директивный план-график, согласно которому первый серийный Ил-114-300 c ЦПНК-114М2 (НИИАО + РПКБ) должен взлететь в 2020 г. В конце 2018 г. должен взлететь опытный образец усовершенствованной машины Ил-114-300. Об этом заявил в конце марта 2017 г. вице-премьер Дмитрий Рогозин на Международном молодежном арктическом образовательном форуме «Арктика. Сделано в России».
В начале марта нынешнего года вице-премьер Дмитрий Рогозин на первом заседании авиационной коллегии при правительстве России сообщил, что на модернизацию самолетов Ил-114-300 в ближайшие два года будет направлено более 20 млрд руб.
Юрий Пономарев