Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
По поручению президента В.Путина создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) в России прекращается до особого распоряжения
ОЭЗ были созданы по специальному закону в июле 2005 г. На 1 января нынешнего года в 30 субъектах федерации было создано и функционировало 33 ОЭЗ (9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые зоны и 15 туристско-рекреационного типа).
Недавно Контрольное управление при президенте РФ подготовило доклад по работе ОЭЗ в стране. Согласно выводам доклада, ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики страны. В докладе констатируется, что с 2006 г. на создание 33 ОЭЗ израсходовано 185,6 млрд руб (из них 122 млрд руб из федерального бюджета). Из общей выделенной суммы не использованы на 1 января 2016 г. 24 млрд руб. Налоговые и таможенные платежи, поступившие из ОЭЗ за это время составили 40 млрд руб.. Из 21 млрд руб налоговых поступлений производственная деятельность составила 59 % поступлений, а технико-внедренческая – 40,6%. Объем налоговых и таможенных льгот ОЭЗ за все время составил 22,6 млрд руб. За все время существования ОЭЗ было создано 18 тыс рабочих мест. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн руб ((этой суммы хватило бы, чтобы платить занимающим их работникам среднюю по России зарплату в течение 25 лет).
Поручение президента В.Путина должно быть выполнено до 30 июня. Сейчас в Минэкономики ведут работу над поручением президента, в котором предусматривается доработка закона о ОЭЗ. В первую очередь в министерстве работают над вопросами оптимизации инвестиций в ОЭЗ.
Можно с большой долей уверенности сказать, что принятое решение во многом осложнит создание в Жуковском ОЭЗ в рамках Национального центра авиастроения. По заявлению чиновников городской администрации, работы по созданию особой экономзоны портового типа начались в 2010 г. Согласно первоначальным планам, на выделение и обустройство территории ПОЭЗ отводилось два года (2011-2012 гг.). В эти же годы планировалось создать инженерную инфраструктуру спецзоны. На строительство и реконструкцию дорог отводилось 2012 и 2013 гг. Завершение создания ПОЭЗ намечалось на 2014 г. На первоначальном этапе в ПОЭЗ «НЦА» войдут фирмы «Мясищев-Техносервис», «Мясищев-Авиа», «Кулон-2» и др. На этих фирмах намечалось разрабатывать и производить беспилотные летательные аппараты, самолеты-амфибии, изготавливать мобильные сооружения-укрытия для самолетов и вертолетов и д.р. На территории ПОЭЗ также было намечено разместить ТВК «Аэропорт» и ТВК «Логистика», основными направлениями деятельности которых должно было стать техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, транспортные и логистические услуги, перевалка грузов. Подъездная дорога была необходима в первую очередь для ПОЭЗ.
Из всех намеченных планов удалось пока создать аэропорт «Жуковский», который должен начать функционировать, по заявлению руководителей проекта, с июня 2016 г.
Справка сайта
ОЭЗ – это территория действия прямого федерального законодательства, на которой резидентам предоставляется ряд льгот. В частности, льготы по налогу на прибыль, льготы по налогу на имущество, льготы по налогу на землю (обе льготы действуют в течение 5 лет).
Разрешается создавать ОЭЗ портового типа (ПОЭЗ) на территориях существующих аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов (ВС), выполняющих международные перевозки. В соответствии с законом, ПОЭЗ не могут включать в себя комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров. На территории ПОЭЗ можно осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, складирование и хранение товаров, ремонт, техническое обслуживание и модернизация ВС, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий, а также осуществлять биржевую и оптовую торговлю товарами.
Согласно нормативным документам, проведение научно-технических работ в ПОЭЗ не разрешается. Сейчас стране создаются три ОЭЗ портового типа: две аэропортовые в Ульяновске и Красноярском крае, также морская ПОЭЗ – в Советской Гавани (Хабаровский край).
Юрий Пономарев