Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На предприятиях Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) запланировано изготовить около 150 самолетов в 2017 г. Об этом заявил представителям СМИ президент ОАК Юрий Слюсарь. Он также сообщил, что продолжается тенденция на уменьшение производства количества военных самолетов и увеличение гражданских, но не уточнил объемы этого уменьшения. Однако уже сейчас можно уверенно сказать, что в нынешнем году около 2/3 самолетов, построенных предприятиями, входящими в ОАК, будут военного назначения. За последние десять лет наиболее результативным был 2014 г., когда отечественная авиапромышленность суммарно выпустила 159 самолетов.
Согласно официальному заявлению вице-премьера Дмитрия Рогозина, в прошедшем 2016 г. на российских авиазаводах всего было построено 130 самолетов, из них 109 машин военного назначения. Следует сказать, что на протяжении многих лет в России с предприятий ОАК в коммерческую эксплуатацию в основном поступают региональные авиалайнеры «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100). Такие авиалайнеры, как машины семейства Ту-204/214 и Ил-96, мелкосерийное производство, которых осуществляется на авиазаводах в Ульяновске, Казани и Воронеже, в последние годы строятся только по госзаказу.
В частности, сейчас в коммерческой эксплуатации в России находятся 11 самолетов Ту-204: восемь пассажирских Ту-204-100 летают в отечественной авиакомпании «Рэд Уингс» (Red Wings), еще три грузовых Ту-204 числятся за авиакомпанией «Авиастар-Ту», а всего с 1998 г. построено 82 самолета семейства Ту-204/214, из них 44 машины находятся в эксплуатации.
С целью повышения конкурентоспособности отечественной авиапромышленности и в первую очередь ее гражданского сектора ПАО «ОАК» намерено перейти на новую модель индустриального развития отрасли. По словам директора Департамента развития индустриальной модели ПАО «ОАК» Юрия Тарасова, с целью масштабного увеличения объемов производства авиационной техники на предприятиях ОАК не будут направляться инвестиции в развитие новых мощностей, а также не будет наниматься новый персонал, а усилия постараются направить на переобучение и повышение квалификации уже занятого на предприятиях персонала.
В ОАК начали реализовывать программу концентрации на окончательной агрегатной сборке. С 2019 г. планируется не вкладывать деньги в «низкие переделы», т.е. в производство комплектующих изделий. «В основном, кроме окончательной агрегатной сборки, мы планируем оставить у себя наукоемкие процессы», – заявил Ю.Тарасов. Производство комплектующих изделий собираются передать на аутсорсинг.
Специалисты корпорации полагают, что такая «оптимизация» по плану приведет к тому, что из 10 крупных авиазаводов, входящих в состав ОАК, останется 6, а количество персонала уменьшится вдвое к 2025 г., количество же производимых самолетов увеличится.
В ОАК уточнили, что в планы руководства корпорации не входит закрытие авиапредприятий, тем более градообразующих. Авторы проекта полагают, что при переходе на производство «агрегатов» для самолетов (крупных элементов конструкции) некоторые авиазаводы, которые сейчас не являются прибыльными, станут заводами с «хорошими рабочими местами и достойной зарплатой».
В ОАК предполагают, что эффект за счет внедрения новой индустриальной модели составит 700 млрд руб до 2035 г. В среднесрочной перспективе (до 2025 г.) ожидается экономия в 330 млрд руб за счет оптимизации оборотного капитала и роста производительности труда, сокращения инвестиций в «низкие переделы», переход к аутсорсингу и перепрофилирование ряда производственных площадок с финишной сборки на производство агрегатов.
С момента создания ОАК в 2006 г. было принято несколько программ развития, которые не смогли привести корпорацию к превышению прибыли над расходами. Наоборот были накоплены многомиллиардные долги. В частности, в 2015 г., по сравнению с 2014 г., убыток ОАК вырос в 8 раз до 108 млрд руб. Убыток от операционной деятельности составил 71,93 млрд руб против прибыли в 4,21 млрд руб годом ранее. С большой долей уверенности можно предположить, что в ОАК выхода на безубыточность не придется ждать в ближайшей перспективе.
Юрий Пономарев
Фото ПАО «ОАК»