Завершается постройка планера нового легкого военно-транспортного самолета Ил-112В

В начале февраля 2017 г. на Воронежском авиазаводе была завершена стыковка крыла машины № 0101 Ил-112В с фюзеляжем и самолет, предназначенный для летных испытаний, передали в цех окончательной сборки

Крыло Ил-112В с целью максимального облегчения конструкции планера самолета, спроектировано таким образом, что состоит из длинномерных панелей сложного профиля. Крыло имеет размах 27,6 метров.

Вместо двух отдельных консолей, соединенных с центропланом, цельное крыло (монокрыло) Ил-112В крепится сверху на фюзеляж с помощью силовых элементов и специальных креплений. В данной конструкции центроплана вообще нет. Крыло крепится сверху к проушинам на двух силовых шпангоутах с помощью специальных креплений и расчалок. По утверждению разработчиков, данное конструкторское решение позволит облегчить вес летательного аппарата, что сделает самолет экономически эффективным в эксплуатации.

На строящемся планере самолета осталось установить горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение. Намечено, что полностью планер первого опытного образца перспективного военно-транспортного самолета (ВТС) достроят до конца февраля нынешнего года, затем на авиазаводе должны приступить к установке двух турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ, бортовых систем и оборудования. Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) обещала поставить два двигателя ТВ7-117СТ в Воронеж в феврале-марте 2017 г. Параллельно ведутся работы по строительству второго опытного образца Ил-112В (№ 0102), предназначенного для прочностных и ресурсных испытаний.

Новшеством проекта является изготовление сразу фактически серийной оснастки для производства Ил-112В. «Раньше для сборки первого летного образца оснастка изготавливалась опытная, одноразовая», – заявил директор программы самолета Ил-112В компании «Ильюшин» Дмитрий Савельев, – «Сейчас она делается уже раз и навсегда, под серию».

В кооперации в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) по Ил-112В задействовано более 50 российских предприятий-поставщиков комплектующих изделий. Эти предприятия должны сохранить свой статус поставщиков и при развертывании серийного производства нового отечественного легкого ВТС.

Основных кооперантами по проекту ВТС Ил-112В два являются два предприятия – «Авиастар-СП» и «КАПО-Композит». На Ульяновском авиазаводе «Авиастар» изготавливаются панели фюзеляжа ВТС Ил-112В, а также люки и двери. За «КАПО-Композит» закреплена поставка тормозных щитков, интерцептеров, обтекателей рельсов закрылков, панелей хвостовой части крыла, панелей элеронов, триммеров рулей высоты и рулей направления. Финишная сборка машины Ил-112В будет осуществляться на Воронежском авиазаводе.

Жуковская ЦНТУ «Динамика» работает над созданием технические средства обучения (ТСО) для ВТС Ил-112В. За «Динамикой» закреплено создание не только ТСО, но и процедурного тренажера Ил-112В, комплексного тренажера и учебного класса. Сейчас в АО «Ил» ведутся работы по монтажу экспериментального образца процедурного тренажера ВТС Ил-112В, созданного компанией «Динамика». Тренажер обеспечивает отработку выполнения задач по пилотированию и имитации работы бортовых систем.

Для отработки основных систем, агрегатов и бортового оборудования самолета создаются 22 стенда. Из них десять – это стенды первостепенного значения, без результатов их работы невозможен подъем в воздух первого летного образца машины Ил-112В. Пять основных стендов располагаются в компании «Ильюшин», остальные размещены на предприятиях-соисполнителях: ЭМЗ им. В.М.Мясищева (входит в состав компании «Ильюшин»), ОКБ «Аэрокосмические системы» (Дубна), ГосНИИАС и др.

Одна из сложных и узловых проблем при создании ВТС Ил-112В – это разработка и сертификация турбовинтового двигателя (ТВД) ТВ7-117СТ. Сейчас двигатель ТВ7-117СТ находится в стадии ОКР. Разработчикам в ОАО «Климов» необходимо увеличить мощность двигателя. Стадию ОКР по ТВ7-117СТ планируется завершить в 2020 г. и тогда приступить к серийному производству двигателя.

Досье сайта

Ил-112В – это легкий оперативно-тактический ВТС нового поколения, предназначенный для замены парка Ан-26. Новый ВТС может перевозить грузы массой до 6 т на расстояние до 1 тыс км, а 3,5 т – на расстояние до 3,5 тыс км с крейсерской скоростью 480 км/ч. Создание ВТС Ил-112В, предназначенного для перевозки грузов и десантирования их, а также парашютистов, было предусмотрено Государственной программой вооружения России на период до 2015 г. Также гражданская версия машины предназначена для транспортировки широкой номенклатуры разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации самолета.

Проектирование самолёта началось в первой половине 1990-х годов. В мае 2011 года Минобороны России приняло решение отказаться от ВТС Ил-112 и приобрести 7 самолётов Ан-140 грузовой версии. В июле 2011 г. работы по Ил-112В на ВАСО были остановлены, а затем в 2015 г. возобновлены.

Первый испытательный полет первого опытного образца машины Ил-112В намечено совершить до 1 июля 2017 г. Начало серийного производства нового отечественного ВТС запланировано на 2019 г. Контракт на поставку двух самолётов установочной партии для Воздушно-космических сил (ВКС) России планируется подписать в 2017 г.

Юрий Пономарев

 

Фото ПАО «ОАК»