Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На авиасалоне в Чжухае впервые была показана модель в масштабе 1:10 перспективного российско-китайского дальнемагистрального авиалайнера
Китайская авиастроительная корпорация COMAC на международном авиасалоне «Чайна Эйршоу-2016» (China Airshow 2016) в Чжухае, который проходил с 1 по 6 ноября, продемонстрировала масштабную модель перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета C929, создаваемого совместно с российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). В России этот проект пока называется аббревиатурой ШФМДС.
Сейчас в России создается пул предприятий авиапромышленности, которые займутся созданием ШФМДС. Опыт создания машины подобного класса имеется только у компании «Ильюшин». Эта фирма займется формированием технического облика ШФМДС. К разработке широкофюзеляжного авиалайнера решено привлечь ОКБ компании «Туполев», ОКБ компании «Гражданские самолеты Сухого». Непосредственно выпуском конструкторской документации ШФДМС займется ЗАО «НГТС». Можно предположить, что это название принадлежит «сборной команде» проектировщиков, которая оформилась при создании авиалайнера МС-21, ибо сейчас ни ОКБ им. С.В.Ильюшина, ни ОКБ им. А.Н.Туполева, ни ОКБ им. А.С.Яковлева и др. не в состоянии в одиночку самостоятельно спроектировать такой тяжелый транспортный самолет, как ШФДМС.
Базовая версия широкофюзеляжного авиалайнера будет иметь вместимость 250–280 пассажиров и дальность полета до 12 тыс км. Принято решение создавать семейство самолетов, в состав которого помимо базовой версии войдут укороченный и удлиненный варианты. Сейчас стоимость проекта по ШФДМС оценивается в 13-20 млрд $. Эти средства распределятся между Россией и КНР в пропорции 50:50.
В августе 2016 г. правительством России было принято решение о выделении из госбюджета на разработку перспективного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) более 1 млрд руб. Запланировано выделить в 2016 г 351 млн руб., в 2017 г. – 710 млн руб. Эти финансовые средства пойдут на проведение научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).В соответствии с подписанными документами, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) разработает для перспективного авиалайнера крыло из композиционных материалов, а китайская компания COMAC – фюзеляж из металлических сплавов. Первый полет российско-китайского авиалайнера C929 запланирован на 2022 г. Вывод на рынок перспективного авиалайнера намечен на 2025-2027 гг. Производство лайнера будет вестись на авиазаводе в пригороде Шанхая рядом с производственной линией перспективного китайского узкофюзеляжного среднемагистрального пассажирского самолета С919, опытный образец которого сейчас готовят к летным испытаниям.
Управлять созданием самолета С929 будет совместное российско-китайское предприятие, которое собираются зарегистрировать в первом квартале 2017 г. в зоне свободной торговли в районе Пудун Шанхая. Этот район является местом базирования COMAC.
Юрий Пономарев