На Воронежском авиазаводе приступили к постройке первого опытного самолета Ил-112В

Предпринимается вторая попытка построить с «нуля» опытные образцы легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС) Ил-112В

ВАСО

Первая попытка построить Ил-112В закончилась тем, что первый опытный образец построили более чем на 50% к лету 2011 г. а затем постройку планера машины прекратили и после построенную часть разобрали. После прихода на пост министра обороны Сергея Шойгу АО «Авиационный комплекс (АК) им. С.В. Ильюшина» в декабре 2014 г. заключило контракт с Минобороны России на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию ЛВТС Ил-112В.

Весной 2015 г. состоялась защита технического проекта самолета перед заказчиком, на которой были утверждены облик воздушного судна, состав его систем и оборудования, а также свод документации. Заказчику был предъявлен полноразмерный макет кабины экипажа для оценки эргономики рабочих мест пилотов Ил-112В. Экипаж самолета будет состоять из трех человек: двух летчиков и оператора бортовых систем.

Однако еще до заключения контракта в ноябре 2014 г. на Воронежском авиазаводе (ВАСО) был выпущен приказ, в соответствии с которым была сформирована рабочая группа проекта и стали проводиться организационные мероприятия: утвердили проекты технического перевооружения авиазавода и разработали детальные графики конструкторско-технической подготовки производства для Ил-112В. ВАСО является головным изготовителем самолета Ил-112В. За авиазаводом закреплено 85% всего объема изготовления ЛВТС. В 2016-2017 гг. на ВАСО запланировали провести модернизацию оборудования цехов для серийной сборки Ил-112В на общую сумму более чем 1,3 млрд руб.

В декабре 2015 г. КБ АО «Ил» была завершена передача конструкторской документации на ВАСО и Ульяновский авиазавод «Авиастар». В начале 2016 г. в Ульяновске приступили к подготовке к производству первых деталей машины Ил-112В в рамках кооперации, а затем началась было запущено и их производство.

Ульяновское АО «Авиастар-СП» участвует в кооперации по строительству легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. В рамках проекта на предприятии изготавливаются панели для отсеков фюзеляжа Ф-1, Ф-2, Ф-3; люки и двери. Изделия для сборки первого опытного образца самолета Ил-112В отправили в Воронеж, где на заново подготовленном стапеле началась постройка машины. Часть элементов конструкции планера самолета будет изготовлено из полимерных композиционных материалов (ПКМ). За изготовление изделий из ПКМ отвечает АО «АэроКомпозит», входящее в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Согласно установленному графику, комплекты агрегатов для двух опытных образцов самолета Ил-112В (один для летных и один для статических и ресурсных испытаний) должны быть поставлены в Воронеж до конца 2016 г. Сборка первого летного образца ЛВТС должна завершиться в первом полугодии 2017 г. Планируется, что и второй опытный образец машины Ил-112В построят в 2017 г. Первый полет машины Ил-112В намечается осуществить во втором полугодии 2017 г.

Компания «Климов»

Одна из сложных и узловых проблем при создании ЛВТС Ил-112В – это разработка и сертификация турбовинтового двигателя (ТВД) ТВ7-117СТ. Пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) сообщила, что на двигателестроительном предприятии «Климов» ведутся работы длительного цикла по запуску в серию доработанного отечественного двигателя ТВ7-117СМ/СТ для установки на самолетах Ил-114 и Ил-112В соответственно, а также по увеличению ресурса этих двух модификаций ТВД ТВ7-117. Для возобновления производства, испытаний и сертификации семейства ТВД марки ТВ7-117 требуется 7,5 млрд руб.

Сейчас ТВ7-117СТ находится в стадии опытно-конструкторских работ (ОКР), Серийное производство силовой установки для Ил-112В компания «Климов» готова начать в 2020 г. Необходимо отметить, что для машины Ил-112В необходимо провести работы по доработке однорядных шестилопастных воздушных винтов АВ-112.

Досье сайта

Ил-112В – это легкий оперативно-тактический ВТС нового поколения, предназначенный для замены парка Ан-26. Новый ВТС может перевозить грузы массой до 6 т на расстояние до 1 тыс км, а 3,5 т – на расстояние до 3,5 тыс км с крейсерской скоростью 480 км/ч. Создание ЛВТС Ил-112В, предназначенного для перевозки грузов и десантирования их, а также парашютистов, было предусмотрено Государственной программой вооружения России на период до 2015 г. Также гражданская версия машины предназначена для транспортировки широкой номенклатуры разнообразных грузов при коммерческой эксплуатации самолета.

Проектирование самолёта началось в первой половине 1990-х годов. В мае 2011 года Минобороны России приняло решение отказаться от ЛВТС Ил-112 и приобрести 7 самолётов Ан-140 грузовой версии. В июле 2011 г. работы по Ил-112В на ВАСО были остановлены.

Юрий Пономарев