Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и Воронежского авиазавода решило приостановить с 1 января 2018 г. серийное производство регионального самолета Ан-148
Перед консервацией производства машин, разработанных украинской компанией «Антонов», Воронежский авиазавод (ВАСО) планирует выполнить все поставки машин Ан-148 по подписанным контрактам. В частности, пять самолетов Ан-148 в нынешнем 2016 году должно получить Минобороны России. Всего в рамках контракта, заключенного в 2013 г., российские военные получат 15 самолетов марки Ан-148. На сегодняшний день на ВАСО с 2009 г. построено по лицензии около 30 машин марки Ан-148.
Приоритетными направлениями работ на ВАСО в последние годы было мелкосерийное производство дальнемагистральных широкофюзеляжных пассажирских самолетов семейства Ил-96, строительство региональных самолетов Ан-148, изготовление деталей и агрегатов из композиционных материалов для регионального самолета «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100), производство агрегатов для авиалайнера МС-21. За ВАСО по авиалайнеру МС-21 закреплено производство из композиционных материалов следующих элементов планера: люки фюзеляжа, обтекатель рельсов закрылков, пилоны для двигателей, створки основной и передней опоры шасси и обтекатель «крыло-фюзеляж» и др.
По контракту с ульяновским АО «Авиастар-СП», где осуществляется серийный выпуск самолетов Ил-76МД-90А, ВАСО изготавливает самолетокомплекты, в каждый из которых входят пилоны (4 шт.), рельсы закрылков (14 шт.), мотогондолы (4 шт).
Также на Воронежском авиазаводе занимаются производством агрегатов для самолетов Ан-148/Ан-158 для украинской линии сборки.
Сейчас в Воронеже ведется подготовка к развертыванию серийного производства легкого военно-транспортного самолета (ЛВТС) Ил-112В. В июне нынешнего года в Воронеж с авиазавода «Авиастар» поставлены первые панели фюзеляжа для строящегося опытного образца ЛВТС Ил-112В.
В связи с уменьшением объемов производства чистый убыток на ВАСО вырос с 1 млрд руб. в 2014 г. до 1,55 млрд руб. В 2016 г. Воронежский авиазавод планирует сдать заказчикам помимо пяти машин Ан-148 два авиалайнера Ил-96-300 по контракту с ОАК, а также переоборудовать Ил-96-400 для Минобороны России.
Прекращение производства Ан-148 и консервация производственной линии по изготовлению агрегатов для машин Ан-148/158 приведет в перспективе к еще большей деградации производственных связей с Украиной в области авиации.
Игорь Лот