Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Из-за проблем с разработкой и производством элементов конструкции самолета из композитов претерпел значительные изменения график начала летных испытаний новой машины
Перед Новым годом министр Денис Мантуров заявил, что летные испытания нового авиалайнера начнутся в конце 2016 г. По словам руководителя Министерства промышленности и торговли России, в соответствии с новым графиком выкатка первого опытного образца перспективного ближне-среднемагистрального самолета состоится не в апреле наступившего 2016 г., а летом.
Как сообщила пресс-служба Минпромторговли, «в процессе реализации проекта МС-21 выявились технические сложности, связанные с изготовлением и поставкой комплекта консолей крыла для статических испытаний первого летного самолета, а также с изготовлением и сборкой рулей высоты и направления самолета МС-21 для летных и автономных испытаний. Данные обстоятельства привели к задержке изготовления, сборки, стыковки планера, установки и монтажу систем и силовой установки и, как следствие, невозможности выкатки первого летного образца самолета МС-21-300 с двигателями фирмы Pratt&Whitney в декабре 2015 года согласно утвержденному план-графику». Эта информация представлена в пояснительной записке к проекту внесения изменений в федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».
По заявлению разработчиков, перспективный отечественный авиалайнер МС-21 станет «первым воздушным судном с композитным крылом, изготовленным по инфузионной технологии. Подобная технология позволяет создавать силовые интегральные конструкции для летательных аппаратов, которые работают как цельная структура, без использования дополнительного крепежа. При создании крыла МС-21 используется свыше ста крупногабаритных элементов, которые выполнены из ПКМ. Благодаря этому детали получаются на 5–10% легче, чем аналогичные изготовленные из алюминиевых сплавов».
Задержка с изготовлением крыла МС-21, по мнению экспертов, связана с внесением изменений в крыло, которые в целом усложнили конструкцию, а также с необходимостью внедрения нового технологического процесса при изготовлении крыла, что в свою очередь привело к разработке и изготовлению новой производственной оснастки. Проблемы также возникли из-за отказа американских компаний продавать химические компоненты для производства ПКМ после введения санкций в отношении России.
По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в декабре 2015 г. в Институте в лаборатории статических испытаний был завершен первый этап сертификационных прочностных испытаний металло-композитной серийной конструкции силового кессона стабилизатора разрабатываемого отечественного авиалайнера МС-21-300. Для проверки качества изготовления конструкции кессон стабилизатора подвергался циклическим нагружениям. Теперь в январе-феврале 2016 г. предстоит провести следующий этап испытаний.
По официальной информации, в настоящее время на заводе «АэроКомпозит-Ульяновск» продолжаются работы по сборке консолей крыла, а на заводе «КАПО-Композит» в Казани ведется изготовление элементов механизации крыла машины МС-21.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ЦАГИ
На снимке: испытания стабилизатора МС-21 в ЦАГИ