Госдума намерена деньги на разработку самолета МТА перебросить на создание семейства авиалайнеров МС-21

Средства госбюджета-2016 г., внесенные ранее в уставной капитал ОАК для разработки российско-индийского транспортного самолета МТА, собираются направить на программу по авиалайнеру МС-21

Базовое соглашение о разработке и производстве самолета МТА (Multirole Transport Aircraft) было подписано в сентябре 2010 г. В августе 2014 г. экс-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян сообщил: «В 2013 г. мы завершили этап предварительного проектирования. Сегодня мы находимся на этапе обсуждения дальнейшей реализации программы и перехода на конструкторские разработки».

В феврале 2015 г. президент ОАК Юрий Слюсарь заявил, что проект по МТА в настоящее время находится в стадии приемки результатов предварительного проектирования, и в этом году должен перейти в фазу опытно-конструкторских работ. Можно сделать вывод, что около двух лет работы по проекту по МТА топтались на месте.

Намечалось, что ядром российской инженерно-конструкторской группы, которая должна была принять участие в разработке перспективного транспортного самолета, станет коллектив конструкторов ОАО «Авиационный комплекс (АК) им. С.В. Ильюшина», у которого имелся задел по аналогичной машине Ил-214. Однако с большой долей уверенности можно сказать, что в команду проектировщиков вошли бы специалисты и других отечественных КБ, т.к. сейчас ни одно российское авиационное КБ самостоятельно не может спроектировать подобный летательный аппарат, как МТА.

Максимальную взлетную массу масса самолета МТА определили в 72 т. Дальность полета самолета без нагрузки должна, по расчетам проектировщиков, составить 6,5 тыс км, с грузом 4,5 т – 5,6 тыс км, с 16 т – 3,1 тыс км, а с 20 т – 2 тыс км. Ожидалось, что первый полет MTА совершит в 2017 г. а его серийное производство планировалось начать в 2019 г.

Согласно официальным заявлениям, к 2012 г. правительства России и Индии выделили на создание совместного предприятия (СП) по разработке машины МТА по 300 млн $ каждая. По информации, поступившей из Госдумы, на счетах ОАК имеются значительные остатки неиспользованных средств, полученных в виде взносов в ее уставный капитал в российско-индийское СП в 2009 г. и 2011 г. от Минпромторговли России для выполнения российской части обязательств по проекту создания многоцелевого транспортного самолета МТА. Неиспользованные ОАК средства в 2011 г. по согласованию с Минпромторговли были конвертированы в доллары США. Полученный доход, начиная с 2011 г., составил 539,1 млн руб и 24,3 млн $, т.е. около 1,534 млрд руб. Остаток неиспользованных взносов в уставный капитал СП на 30 октября 2015 г. с учетом изменения курса доллара –  17,86 млрд руб. Сейчас в бюджетной комиссии Госдумы рассматривается вопрос о направлении указанных средств на программу по авиалайнеру МС-21. С большой долей уверенности можно утверждать, что эти средства достанутся проекту по созданию семейства авиалайнеров в рамках программы по ближне-среднемагистральному самолету МС-21, которая сейчас считается приоритетным в авиапромышленности.

Также с большой долей уверенности можно предположить, что при столь медленной реализации проекта МТА, о работах в рамках которого заговорили еще вначале 2000-х годов, у программы нет будущего.

В Вооруженных силах России машина, созданная в рамках программы МТА (Ил-214), должна была прийти на замену Ан-12 (в эксплуатацию поступил в 1959 г.). На какой машине военные будут перевозить грузы, номенклатура которых предназначена сейчас для транспортировке на Ан-12? Индия, вполне возможно, переориентируется и в конце концов решит закупать аналогичную машину либо у Бразилии – КС-390 компании «Эмбраер», либо у Украины – Ан-178 компании «Антонов», которые сейчас проходят летные испытания.

Игорь Лот

Рисунок ОАК