Сроки постройки первых опытных образцов самолета МС-21 могут измениться

Фюзеляж из металлических сплавов авиалайнера МС-21 построен, а крыло из композитов пока не готово

Планер авиалайнера

Крыло у самолета МС-21 изготавливается из полимерных композиционных материалов (ПКМ). С изготовлением крыла для первого летного экземпляра авиалайнера МС-21 произошла задержка. По официальной информации, в настоящее время на заводе «АэроКомпозит-Ульяновск» продолжаются работы по сборке консолей, а на заводе «КАПО-Композит» в Казани ведется изготовление элементов механизации крыла машины МС-21.

Летом нынешнего 2015 года руководство компании «АэроКомпозит» заявило, что в сентябре или октябре нынешнего года будет осуществлена поставка на Иркутский авиазавод (ИАЗ) первых комплектов крыла для строящихся опытных образцов нового отечественного авиалайнера МС-21. Затем последовало уточнение, где сроки поставки крыла были перенесены на октябрь-ноябрь. После этого должна начаться стыковка фюзеляжа с крылом. Однако прошел ноябрь, а крыло из ПКМ для самолета МС-21 так и не доставили на Иркутский авиазавод. Стало известно, что первый комплект крыла МС-21 будет отправлен на ИАЗ в январе 2016 г.

По заявлению разработчиков, перспективный отечественный авиалайнер МС-21 станет «первым воздушным судном с композитным крылом, изготовленным по инфузионной технологии. Подобная технология позволяет создавать силовые интегральные конструкции для летательных аппаратов, которые работают как цельная структура, без использования дополнительного крепежа. При создании крыла МС-21 используется свыше ста крупногабаритных элементов, которые выполнены из ПКМ. Благодаря этому детали получаются на 5–10% легче, чем аналогичные изготовленные из алюминиевых сплавов».

Задержка с изготовлением крыла МС-21, по мнению экспертов, связана с внесением изменений в крыло, которые в целом усложнили конструкцию, а также с необходимостью внедрения нового технологического процесса при изготовлении крыла, что в свою очередь привело к разработке и изготовлению новой производственной оснастки.

По официальной информации, в середине ноября с завода «АэроКомпозит-Ульяновск» на ИАЗ (филиал ПАО «корпорация «Иркут») был отправлен центроплан из ПКМ с элементами отсека фюзеляжа для сборки планера самолета МС-21, предназначенного для статических испытаний.

Авионика МС-21

В конце ноября в ЛИИ на самолете Як-40ЛЛ начались летные испытания интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования на основе интегрированной модульной авионики (ИКБО-ИМА), создаваемого НИИАО, Пилотажно-исследовательским центром (ПИЦ) и другими предприятиями, входящими в концерн КРЭТ, в сотрудничестве с ГосНИИАС. Самолет-летающая лаборатория Як-40ЛЛ принадлежит ПИЦ.

ИКБО-ИМА является базой для создания комплекса бортового оборудовании перспективного отечественного ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21. Сейчас на предприятиях концерна КРЭТ  идет разработка и производство опытных образцов БРЭО для МС-21. Комплексный стенд для наземной отработки интегрированного комплекса ИКБО ИМА создан в НИИАО. «Костяк» ИКБО ИМА для МС-21 – российский за исключением навигационных компонентов и комплекса связи. Доля изделий КРЭТ в комплексе БРЭО МС-21 составляет около 50%.

Весной 2013 г. КРЭТ выиграл конкурс Минпромторговли на проведение ОКР по ИКБО ИМА и получил контракт на изготовление опытных образцов ИКБО ИМА для перспективного авиалайнера МС-21. Поставка заказчику первых опытных образцов комплекса авионики для первых опытных образцов МС-21, предназначенных для летных испытаний, была запланирована на 2014 г., затем «сдвинута» на 2015 г. Контракт на эту поставку был подписан КРЭТ и НПК «Иркут» (головной разработчик МС-21) в 2013 г.

Планы на 2016 г.

Выкатка первого опытного образца самолета МС-21 в варианте МС-21-300 была намечена на ИАЗ на 30 декабря 2015 г. Теперь торжественную церемонию выкатки машины придется переносить на первый квартал 2016 г. Первый полет первой опытной машины – модификации МС-21-300, оснащенной двумя американскими двигателями PW 1400G-JM – намечен на лето 2016 г.

К этому времени в Жуковском будет введен в эксплуатацию Летно-испытательный комплекс (ЛИК) корпорации «Иркут». Полный цикл заводских и сертификационных испытаний авиалайнера МС-21 намечено осуществить в течение двух лет.

Юрий Пономарев

Фото ПАО «ОАК»

На снимке: центроплан машины МС-21