Для «Суперджета» потребовался более реалистичный бизнес-план

Новое руководство ОАК приняло решение значительно сократить объемы производства регионального авиалайнера «Сухой Суперджет-100» по причине затоваривания

Показ юбилейной машиной на фоне проблем с перепроизводством

В начале октября на аэродроме авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнаААЗ) во время пресс-тура журналистам показали 100-й построенный самолет «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) во время специального дополнительного испытательного полета. «Сотая» машина совершила первый испытательный полет в сентябре нынешнего года. Время проведения пресс-тура совпало с афишированием руководством Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) нового бизнес-плана по серийному производству и продажам авиалайнера «Сухой Суперджет-100». Журналистам объявили, что вместо намеченных весной нынешнего года 34 машин на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре планируется изготовить в 2015 г. 17 самолетов SSJ-100.

Интересная деталь. Прямых регулярных авиарейсов из Москвы в Комсомольск-на-Амуре сейчас нет. Вначале надо совершить семичасовой перелет из Москвы в Хабаровск, а затем из Хабаровска еще несколько часов ехать на автомашине по тряской дороге до города дальневосточных авиастроителей.

Сборкой авиалайнеров SSJ-100 занимаются на двух предприятиях, размещенных на одной территории: Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе (КнаААЗ) и Комсомольском-на-Амуре филиале (КнАФ) ГСС. Финишная сборка производится на площадках КнАФ компании «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)».

Обеспокоенность состоянием дел с серийным производством регионального самолета «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) и его продажам стала причиной обращения в 2015 г. нового руководства Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) к английской консультационно-аналитической компании «Асценд» (Ascend) с целью пересмотра старого бизнес-плана по машине SSJ-100. Бизнес-план, который был подготовлен при экс-президенте ОАК Михаиле Погосяне, который определял проект по SSJ-100 как наиболее приоритетный в гражданском секторе отечественной авиапромышленности, предполагал производство порядка 800 самолетов до 2025 г. Заявленная цена одного самолета была приблизительно 31 млн $.

Не так давно стало известно, что крупнейшие заказчики SSJ-100 – отечественная авиакомпания «Аэрофлот» и мексиканская «Интерджет» (Interjet) приобрели авиалайнеры со значительной скидкой и что продажная цена не покрывала издержек производителя на выпуск самолетов.

Новому руководству ОАК приходится решать проблему непогашенных кредитов. Общая задолженность ГСС перед кредиторами составляла около 109 млрд руб,, после отдачи долга через докапитализацию в размере 100 млрд руб, сократилась до 6,9 млрд руб.

Суть нового бизнес-плана

Принятие новых решений по серийному производству SSJ-100 произошло на фоне сокращение доли продаж региональных самолетов, ухудшения прогнозов по мировому рынку авиации в нише региональных машин, проблем кредитования в западных банках, кампании по импортозамещению и др.

При разработке очередного бизнес-плана, в который, надо полагать, тоже будут вноситься коррективы, определялось в первую очередь количеством машин SSJ-100, которое необходимо производить по мере поступления заказов. По словам президента ОАК Юрия Слюсаря, то количество самолетов, которое сейчас в бизнес-плане присутствует, отражает реальные взгляды и базируется на оценке рынка и возможностей корпорации, а также на конкурентных преимуществах.

Согласно новому бизнес-плану, планируются продать 595 самолетов воздушных судов SSJ-100, но не к 2025 г., а до 2031 г. Как утверждает Ю.Слюсарь, «бизнес-план включает в себя работы по оптимизации и сокращению издержек. Это несколько направлений по оптимизации производственных процессов, которые в значительной степени уже реализуются, включая основную площадку в Комсомольске-на-Амуре, и предприятия, участвующие в кооперации. Это снижение трудоемкости, снижение затрат, повышение качества, увеличение технологичности. В целом, средняя величина экономии должна достичь 2,6 млн $ на одно воздушное судно».

Также упор делается на реструктуризацию и усиление блока послепродажного обслуживания, формирования складов запасных частей.

Планы ГСС по новым версиям SSJ 100

Компания «Гражданские самолеты Сухого» планирует создать в 2018 г. новую модификацию «Суперджета» – машину с удлиненным фюзеляжем SSJ 100SV (Stretched Version). Предполагается, что удлиненный вариант SSJ-100SV будет вмещать от 110 до 125 пассажиров. Всего до 2031 г. включительно планируется продать 140 авиалайнеров SSJ-100VS. Намечается вывести SSJ-100VS на рынок в 2019 г. В ЦАГИ уже ведутся продувки модели SSJ-100VS в аэродинамической трубе. Сложность проекта состоит еще в том, что вместо российско-французского двигателя SaM146, устанавливаемого сейчас на SSJ-100, необходим более мощный мотор.

Юрий Пономарев

Фото ПАО «ОАК»