Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
6 сентября 2015 г. исполнилось 40 лет со дня первого испытательного полета всепогодного сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31
Опытный образец самолета поднял в воздух заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, шеф-пилот ОКБ им. А.И.Микояна Александр Федотов (1932-1984). После проведения большого комплекса испытаний вышло постановление Совета министров СССР от 6 мая 1981 г., в соответствии с которым двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31, оснащенный системой управления вооружением (СУВ) «Заслон», созданной в НИИП, и ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности Р-33 был принят на вооружение.
Серийное производство истребителя-перехватчика МиГ-31 было начато в 1979 г. и прекращено в 1994 г. Всего построили 519 истребителей МиГ-31. С 2011 г. на нижегородском авиазаводе «Сокол» началась модернизация самолетов МиГ-31 до версии МиГ-31БМ. В 2013 г. первые два модернизированных истребителя МиГ-31БМ заступили на боевое дежурство.
В апреле нынешнего года заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил, что первые 24 модернизированных самолета Миг-31БМ уже поступили на вооружение. До 2020 г. ВВС России должны получить около 60 машин МиГ-31БМ.
На МиГ-31БМ установлена усовершенствованная СУВ «Заслон-АМ» и модернизированная РЛС, позволяющая обнаруживать цели на дальности до 320 км и поражать их на расстоянии до 280 км. Самолет способен сопровождать до десяти и поражать шесть воздушных целей одновременно. Работы по СУВ «Заслон-АМ» были осуществлены специалистами НИИП им. В.В.Тихомирова. Первый этап государственных совместных (ГСИ) был завершен в 2008 г., а второй этап ГСИ – в 2012 г.
Срок службы МиГ-31 после капитального ремонта и работы по модернизации до версии МиГ-31БМ составит не менее 15 лет.
Юрий Пономарев
Фото РСК «МиГ»