Оказалось, что много «Суперджетов» в ближайшие годы строить не надо

Компания «Гражданские самолеты Сухого» значительно скорректировала план по производству самолетов SSJ-100 в сторону уменьшения

Из официальных источников стало известно, что компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» планирует построить в нынешнем году 17-18 самолетов «Сухой Суперджет-100 (SSJ-100) вместо почти четырех десятков согласно планам начала 2015 г.

В декабре 2014 г. будучи еще в должности президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян заявил: «Как мы и планировали, в 2014 г. произвели 41 самолёт SSJ-100. Однако из-за финансовых сложностей у авиакомпании «ЮТэйр», четыре построенные машины они получить пока не могут. Таким образом, имеем 37 новых машин, готовых для заказчиков. В 2015 г. планируем построить и реализовать 50 машин SSJ-100».

В феврале нынешнего года новый президент ОАК Юрий Слюсарь заявил, что «в 2015 г. планируется построить приблизительно 40 самолетов SSJ-100, заказчикам планируется поставить 44 машины марки SSJ-100. Это с учетом изготовленных в 2015 г. машин и тех, что были построены ранее, но от которых отказались по разным причинам заказчики (ремаркетинг)».

В апреле, выступая на 2-ом съезде авиапроизводителей России, Ю.Слюсарь сообщил, что «ОАК вышла на стабильные темпы серийного производства самолетов семейства SSJ-100. В 2016 и 2017 гг. планируется поставить заказчикам по 34 самолета этого типа».

Анализируя выступление Ю.Слюсаря, эксперты сделали вывод, что руководство ОАК решило, что том количестве твердых заказов на SSJ-100, которое на весну 2015 г. было заключено, и с оценкой предстоящих контрактов в ближайшей перспективе, не имеет смысла значительно наращивать ежегодно объемы серийного производства регионального самолета SSJ-100.

Однако информация, поступившая в сентябре из Комсомольска-на-Амуре КнААЗ, где осуществляется финишная сборка регионального авиалайнера, заставила многих удивиться: принято решение построить в нынешнем году 17-18 машин SSJ-100.

Следует сказать, что на середину сентября на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, изготовлено 11 самолетов SSJ-100. Согласно данным Министерства экономического развития Хабаровского края, сокращение выпуска продукции на авиазаводе составило более 50% в 2015 г. Эксперты связывают это с ростом ставки кредитования, из-за которого условия лизинга стали невыгодными для авиакомпаний.

По неофициальной информации, у компании «ГСС» имеются трудности не только с финансами, так как серийное производство SSJ-100 пока убыточно, но и с поставками комплектующих. Французские поставщики «ГСС» –  компании «Снекма» (двигатели) и «Талес» (авионика) стали испытывать трудности с закупкой в США компонентов для российско-французского двигателя SaM146 и интегрированного бортового радиоэлектронного комплекса SSJ-100 соответственно.

Для того чтобы компания «ГСС» не стала банкротом (только к середине 2013 г. разработчик и производитель самолетов SSJ-100 АО «ГСС» накопило долгов на сумму в 2,1 млрд $), в середине декабря 2014 г. правительство России утвердило правила предоставления госгарантий компании «ГСС», входящей в состав ОАК, размером в 600 млн $. Срок погашения основного долга по кредиту, в обеспечение которого предоставляется госгарантия, должен составлять не более 12 лет.

9 сентября 2015 г. председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление № 947, касающееся предоставления в 2015 г. государственных гарантий по кредитам и облигационным займам, привлекаемым ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» для рефинансирования кредитов и займов, привлечённых АО «ГСС» для финансирования программы по самолету SSJ-100. Государственные гарантии в размере 600 млн $ предоставляются в обеспечение обязательств, срок исполнения по которым наступает после 1 января 2018 г. Контролировать целевое использование кредита, обеспеченного гарантией правительства, поручено Минпромторговли.

Соблюдение графика поставок и наращивание портфеля твердых заказов на SSJ-100 – это основные требования по предоставлению кредита в 600 млн $, который дает компании «ГСС» Сбербанк России. В частности, в период с 2014 г по 2017 г. компания «ГСС» обязана ежегодно наращивать поставки самолетов SSJ-100 заказчикам: с 36 машин в 2015 г. в течение года до 60 машин в 2017 г. По состоянию на 1 апреля 2015 г. портфель твердых заказов на SSJ-100 (заключенные контракты за вычетом уже поставленных самолетов) должен составлять не менее 80 самолетов и далее по 85 самолетов на 1 апреля каждого последующего года вплоть до 2019 г.

Странно, неужели в правительстве не знали о значительном снижении темпов серийного  производства SSJ-100?

Юрий Пономарев

Фото АО «ГСС»