Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» планирует построить 50 самолетов «Сухой Суперджет-100 (SSJ-100) и поставить заказчикам 44 машины в 2015г.
В декабре 2014 г. будучи еще в должности президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян заявил: «Как мы и планировали, в 2014 г. произвели 41 самолёт SSJ-100. Однако из-за финансовых сложностей у авиакомпании «ЮТэйр», четыре построенные машины они получить пока не могут. Таким образом, имеем 37 новых машин, готовых для заказчиков. В 2015 г. планируем построить и реализовать 50 машин SSJ-100».
Новый президент ОАК Юрий Слюсарь в конце января 2015 г. сообщил представителям СМИ «В 2014 г. изготовлено 37 новых самолетов SSJ-100, из них продано 27».
На конец января 2015 г. суммарно построено 85 самолетов SSJ-100, из них 8 – это предсерийные или испытательные самолеты, 54 машины переданы заказчикам, один потерян в результате авиакатастрофы в мае 2012 г. в Индонезии, остальные авиалайнеры находятся на «складе». Следует сказать, что на территории Летно-испытательного комплекса (ЛИК) ЗАО «ГСС» функционирует Центр по передаче новых серийных самолетов «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) заказчикам. В Центре имеется складская стоянка.
31 января нынешнего года на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (филиал ЗАО «ГСС») начали стыковку составных частей сотого по счету самолета SSJ-100. Начало стыковки 100-го авиалайнера совпало с десятилетием со дня образования Комсомольского-на-Амуре филиала ЗАО «ГСС» (КнАФ).
Ожидается, что строительство юбилейного SSJ-100 (заводской № 95100) закончится во втором квартале 2015 г. Сейчас на постройку одной машины уходит приблизительно 77 дней.
На сложном финансовом положении компании «ГСС» сказывается то обстоятельство, что среди заказчиков машины SSJ-100 мало крупных компаний с хорошей финансовой репутацией. В значительной степени ситуацию «разруливает» «Аэрофлот». В январе нынешнего года авиакомпания «Аэрофлот» и «ГСС» подписали соглашение о поставке еще 20 самолетов SSJ-100, увеличив тем самым общее число самолетов SSJ-100 в авиакомпании до 50 машин. Самолеты планируется передать заказчику до 2017 г.
Для того чтобы компания «ГСС» не стала банкротом (только к середине 2013 г. разработчик и производитель самолетов SSJ-100 ЗАО «ГСС» накопило долгов на сумму в 2,1 млрд $), в середине декабря 2014 г. правительство России утвердило правила предоставления госгарантий компании «ГСС», входящей в состав ОАК, размером в 600 млн $. Госгарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств «по возврату суммы кредита (погашению основного долга). Срок исполнения наступает после 1 января 2017 г. Срок погашения основного долга по кредиту, в обеспечение которого предоставляется госгарантия, должен составлять не более 12 лет». Контролировать целевое использование кредита, обеспеченного гарантией правительства, поручено Минпромторговли.
Соблюдение графика поставок и наращивание портфеля твердых заказов на SSJ-100 – это основные требования по предоставлению кредита, который дает компании «ГСС» Сбербанк России. В частности, в период с 2014 г по 2017 г. компания «ГСС» обязана ежегодно наращивать поставки самолетов SSJ-100 заказчикам: с 36 машин в 2015 г. в течение года до 60 машин в 2017 г. По состоянию на 1 апреля 2015 г. портфель твердых заказов на SSJ-100 (заключенные контракты за вычетом уже поставленных самолетов) должен составлять не менее 80 самолетов и далее по 85 самолетов на 1 апреля каждого последующего года вплоть до 2019 г.
Параллельно с наращиванием объемов серийного производства «ГСС» занимается модернизацией самолета SSJ-100. Компания ведет работы по снижению массы самолета и намечает установить на консолях крыла законцовки.
В 2015 г. компания «ГСС» рассчитывают получить Дополнение к сертификату типа, которое позволит использовать SSJ-100 при температурах до +50°C. Это позволит эксплуатировать авиалайнер в тропиках. На сегодняшний день SSJ 100 разрешено использовать при температуре до +45°C.
Стоит сказать, что в конце 2014 г. Авиарегистр Межгосударственного авиационного комитета выдал Дополнение к сертификату типа на самолет SSJ-100, позволяющее использовать функцию вертикальной навигации VNAV на всех этапах полета.
Юрий Пономарев
Фото ЗАО «ГСС»
На снимке: фюзеляж 100-го самолета SSJ-100