В 2015 г. в Иркутске должны построить Як-152

На Иркутском авиазаводе ведется постройка опытных образцов нового отечественного учебно-тренировочного самолета (УТС) первоначального обучения Як-152

Самолет Як-152 (ранее он имел обозначение Як-54М) разработан в первой половине 90-х годов прошлого века на базе двухместного поршневого учебно-тренировочного самолета Як-54 (первый полёт состоялся 23 декабря 1993 г.). В декабре 2000 г. руководством ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» было принято решение о переобозначении самолета Як-54М в машину Як-152 для подчеркивания его преемственности с известным спортивно-тренировочным самолетом Як-52, который являлся одним из основных учебно-тренировочных самолётов СССР для первоначальной подготовки лётного состава.

В 2001 г. проект самолета Як-152 вместе с предложенным ОАО «ОКБ Сухого» проектом машины Су-49 участвовал в конкурсе Минобороны России. По итогам конкурса в октябре 2001 г. победителем был назван проект УТС Су-49. Однако тогда денег на его разработку у Минобороны не нашлось. О самолетах Як-152 и Су-49 подзабыли. Прошло более десяти лет и проект легкого УТС Як-152 решили реанимировать, объявив конкурс на выполнение ОКР под названием «Птичка-ВВС» для нужд Минобороны России. В новом конкурсе победило ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева», входящее в состав корпорации «Иркут». Стоимость контракта на создание двухместной машины Як-152 была определена в 300 млн руб.

Согласно планам, изготовление четырех опытных образцов (двух машин для летных испытаний, по одному – для статических и ресурсных испытаний), а также  процедурного тренажера, учебного компьютерного класса, средств объективного контроля планируется завершить до 30 октября 2015 г., а государственные совместные испытания провести до 30 сентября 2016 г.

Машина Як-152 должна стать частью учебно-тренировочного комплекса (УТК), в состав которого войдут самолет Як-152 для первоначального обучения, Як-130 для повышенной летной подготовки курсантов училищ и летчиков строевых частей ВВС, а также единый тренажерный комплекс с единым программным обеспечением. Як-152 планируется использовать и в ДОСААФ для обучения технике пилотирования.

Следует также сказать, что с декабря 2010 г. в Китае летает аналог самолета Як-152 – машина L-7. Соглашение о совместной разработке УТС L-7 для начальной летной подготовки было подписано между Россией и Китаем в августе 2007 г.

Полноразмерный макет машины Як-152 был построен Отраслевым специальным конструкторским бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института (ОСКБЭС МАИ по заказу ОКБ им. А.С.Яковлева.

Справка сайта

Максимальная скорость горизонтального полета самолета Як-152 составит 300-320 км/ч, максимальная высота полета – 4 тыс м, длина разбега – 300 метров, дальность полета – 1400 км. Нормальная взлетная масса – 1320 кг. Ресурс Як-152 должен быть не менее 10 тыс часов и 30 тыс посадок. В качестве силовой установки на Як-152 планируется установить либо немецкий (RED A03 V12), либо французский (SR460) дизельный двигатель.

Игорь Лот

На снимке: натурный макет УТС Як-152

Фото ОСКБЭС МАИ