Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Значительная девальвация рубля резко повысила стоимость комплектующих изделий зарубежного производства для самолета SSJ-100, что делает реальные цены на региональный авиалайнер неконкурентоспособными
При создании регионального пассажирского самолета «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) руководством компании «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» изначально была сделана ставка на широкое применение бортового радиоэлектронного оборудования и общесамолетного оборудования западного производства. Всего доля иностранной «начинки» SSJ-100 составляет более 60%. Многие эксперты критиковали отцов-создателей SSJ-100 за «увлечение» зарубежной авионикой (французская компания «Талес»), вспомогательной силовой установкой (американская компания «Ханиувелл»), системой электроснабжения (американская компания «Хамильтон Стандарт») и др.
При стабильном невысоком курсе доллара этот подход себя как-то оправдывал. Президент компании «Сухой» и по существу главный конструктор SSJ-100 (хотя официально эту должность никогда не занимал) Михаил Погосян заявлял, что необходимо в кратчайшие сроки создать конкурентоспособный продукт, который охотно бы приобретали отечественные и зарубежные авиакомпании.
Западные санкции усугубили положение дел у «ГСС», например, запрет давать долгосрочные кредиты российским банкам, в частности, главному кредитору проекта SSJ-100 – Внешэкономбанку. Проблемы у программы машины «Сухой Суперджет-100» начались еще тогда, когда курс доллара был стабилен. В середине 2013 г. стало известно, что разработчик и производитель самолетов SSJ-100 ЗАО «ГСС» накопило долгов на сумму в 2,1 млрд $.
В начале 2014 г., когда был изготовлен 100-й двигатель SaM146, устанавливаемый на SSJ-100, в СМИ просочилась информация о реальном положении дел с серийным производством российско-французского двигателя.
По словам президента Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения (АССАД)» Виктора Чуйко, «импортная комплектация, в частности, привела к тому, что двигатель SaM146 для SSJ-100 стал убыточным. Его производство приносит ОАО «Сатурн» от 20 до 40 млн рублей убытка за каждый двигатель».
Компания «Снекма» отвечает за горячую часть двигателя – газогенератор в составе компрессора высокого давления, турбину высокого давления, камеру сгорания. Также компания «Снекма» отвечает за систему автоматического управления двигателя (FADEC) и коробку приводов. Мотогондолу поставляет французская компания Эйрселле».
НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя: вентилятор, компрессор и турбину низкого давления, выполняет общую сборку и стендовые испытания двигателя перед сдачей заказчику.
Для того, чтобы компания «ГСС» не стала банкротом в нынешней ситуации, в середине декабря нынешнего года правительство России утвердило правила предоставления госгарантий компании «ГСС», входящей в состав ОАК, размером в 600 млн $. Госгарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств «по возврату суммы кредита (погашению основного долга). Срок исполнения наступает после 1 января 2017 г. Срок погашения основного долга по кредиту, в обеспечение которого предоставляется госгарантия, должен составлять не более 12 лет». Контролировать целевое использование кредита, обеспеченного гарантией правительства, поручено Минпромторговли.
Соблюдение графика поставок и наращивание портфеля твердых заказов на SSJ-100 – это основные требования по предоставлению кредита, который дает компании «ГСС» Сбербанк России. В частности, в период с 2014 г по 2017 г. компания «ГСС» обязана ежегодно наращивать поставки самолетов SSJ-100 заказчикам: с 36 машин в 2015 г. в течение года до 60 машин в 2017 г. По состоянию на 1 апреля 2015 г. портфель твердых заказов на SSJ-100 (заключенные контракты за вычетом уже поставленных самолетов) должен составлять не менее 80 самолетов и далее по 85 самолетов на 1 апреля каждого последующего года вплоть до 2019 г.
Недавно президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян заявил: «Как мы и планировали, в 2014 г. произвели 41 самолёт SSJ-100. Однако из-за финансовых сложностей у авиакомпании «ЮТэйр», четыре построенные машины они получить пока не могут. Таким образом, имеем 37 новых машин, готовых для заказчиков. В 2015 г. планируем построить и реализовать 50 машин SSJ-100».
История с программой по созданию регионального пассажирского самолета «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) – наглядный пример положения дел в гражданском секторе самолетостроения. Положение дел, при котором серийное производство наиболее конкурентоспособного продукта – регионального пассажирского самолета SSJ-100 возможно только при постоянных вливаниях средств из госбюджета.
Юрий Пономарев
Фото ЗАО «ГСС»